12-06-23

Экономика

300 обманутых: надежда на суд

Около здания Нижегородского районного суда у обманутых дольщиков с улицы Пролетарской?4 (микрорайон Мещерское озеро) утром 15 июня шумного шоу не получилось. Из-за нового закона о митингах. Но пикетчики пусть тихо, но благословили суд на праведное рассмотрение уголовного дела в отношении гендиректора ООО «ЭГНА-Строй» Бориса Эвина. Его обвиняла одна из групп дольщиков.

Тяжелая доля «пролетарских»

Ситуация с точки зрения дольщиков выглядит следующим образом. Они считают, что застройщик ООО «ЭГНА-строй» в лице генерального директора Бориса Эвина при строительстве дома № 4 по улице Пролетарской обманул триста человек (суммарное количество членов семей дольщиков). Эти люди купили 159 квартир. А интерес прессы к делу возник и потому, что среди обманутых оказались работники СМИ. Дольщики утверждают, что в доме проданы все квартиры и они полностью оплачены. В дом, себестоимость которого в ценах 2004 года по агентскому договору составляет около 152 млн рублей, дольщики вложили около 350 млн рублей в ценах 2005–2007 годов. Понятно, что денег было вполне достаточно для завершения строительства. Но дом до сих пор не достроен, хотя срок сдачи объекта в эксплуатацию — конец 2008 года. Легко подсчитать, что дольщики уже 3,5 года живут по съемным квартирам и у родственников. И конца-края нарушению сроков не видно.

По утверждениям дольщиков, Борис Эвин имеет возможности для завершения строительства многоквартирного дома по улице Пролетарской. Они говорят, что степень готовности достигает 90%, но оптимизм тут не совсем уместен. Ведь в доме нет внутренних и наружных сетей. Это означает, что проблемы с домом весьма серьезные. И без вмешательства властей вряд ли что можно решить. Дольщики уверены, что Эвин их средства инвестировал в другие коммерческие проекты. В частности, в четырехэтажное офисное здание площадью 2 тысячи квадратных метров, пристроенное к синагоге на улице Грузинской.

Кроме того, по расчетам обманутых дольщиков, Эвину не придется даже перераспределять средства между строящимися объектами. Он и аффилированные с ним лица владеют двумя коммерческим этажами как раз в доме по улице Пролетарская. Также в доме несколько квартир оформлены на его родственников. Если все это соответствует действительности, то можно с долей иронии сказать, что Эвин пострадал в том числе и сам от себя. Не выйти ли ему на одиночный пикет с призывом отдать себя под суд?

У обманутых дольщиков есть информация, что Эвин не собирается выполнять свои обязательства. Якобы «ЭГНА-строй» проходит процедуру искусственного банкротства, о чем было заявлено одному из дольщиков. Это означает, что недострой может уйти с молотка другому застройщику, чьи обязательства перед дольщиками будут уже весьма призрачны. Люди опасаются, что им выплатят мизерную компенсацию, которая может оказаться меньше их вложений в стройку. Особенно пострадают те, кто брал ипотеку, а этот сюжет очень возможен. У дома на улице Пролетарской уже плохая репутация. Он же неудачно спроектирован, якобы неустойчив. Тогда по конкурсу он уйдет дешево. И людям вернут, может быть, по несколько тысяч рублей за квадратный метр в качестве компенсационных выплат. Финансовые потери будут оцениваться в сотни миллионов рублей, а то и в две сотни. Хотя на достройку надо всего около 20 млн рублей.

У обманутых дольщиков есть информация, что якобы «ЭГНА-строй» проходит процедуру искусственного банкротства, о чем было заявлено одному из дольщиков. Это означает, что недострой может уйти с молотка другому застройщику, чьи обязательства перед дольщиками будут уже весьма призрачны

Комплекс Бориса Эвина

Обманутые дольщики жаловались во все инстанции: президенту, губернатору, мэру. Они писали заявления в правоохранительные ораны. Но там не спешили возбуждать уголовные дела. Дошло до того, что у дольщиков возник, так сказать, «комплекс Бориса Эвина». Мол, у него в верхах такое прикрытие, что он заявляется для пострадавших неприкасаемым.

Но вдруг выяснилось, что два дольщика добились-таки возбуждения уголовного дела против Бориса Эвина. В отношениях с ними застройщик, видимо, уже совсем зарвался. Однако хоть дело и дошло до суда, статья из тяжелой как-то плавно трансформировалась в легкую. Нам сообщили: «Своими действиями Эвин Борис совершил преступление — причинение имущественного ущеоба иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, причинившее особо крупный ущерб». А ведь сначала речь действительно шла о хищении.

Все остальные обманутые дольщики уверены, что жесткий приговор Борису Эвину может побудить его пойти навстречу отчаявшимся людям. Однако анализируя криминальные, по оценке следствия, действия генерального директора ООО «ЭГНА-строй», а также его поведение во время расследования, приходишь вот к таким выводам. Действительно, застройщик заслуживает сурового, а не условного наказания. Но и в этом случае с ним вопрос по сдаче дома по улице Пролетарская решить не удастся. Не тот персонаж, с которым можно договориться. Поэтому мягкий приговор дольщики сочтут несправедливым и оскорбительным для общества. Это будет восприниматься как попустительство.

Злоупотребил доверием

Если коротко, суть в том, что Борис Эвин предложил двум дольщикам приобрести квадратные метры в злополучном доме по Пролетарской. Они согласились. Но вдруг Эвин попросил их заплатить не деньгами, а векселями Сбербанка. Мол? у него наступает отчетный период и наличность в кассе не нужна. Тем самым он пытался отсрочить выплату налогов. Дольщики заплатили векселями. Сославшись на то, что это надо должным образом поставить на баланс «ЭГНА-строй», Эвин не выдал дольщикам справку о полной оплате по договору. Потом и они забыли об этой справке. И лишь в 2010 году, когда стройка явно затянулась, потерпевшие решили воспользоваться своими имущественными правами. Они посчитали возможным продать свои недостроенные квадраты площади и купить помещения в уже сданном доме там же на Мещере. Для этого они начали просить справку, но им выдавали лишь ее копию с печатями «ЭГНА-строй». Потом они выяснили, что их передачу прав не регистрировали в ФРС. На основании того, что веселя не могут выступать способом оплаты по договорам участия в долевом строительстве. И у них в ФРС запросили оригинал справки об отплате от «ЭГНА-строй». Между тем, Борис Эвин, узнав о намерениях дольщиков продать помещения подписал новый договор о продаже помещений другим лицам. А отношения с пострадавшими он расторгнул якобы за неуплату.

Не менее красноречиво характеризует Бориса Эвина и то, как он вел себя во время следствия. Свою вину он, как нам известно, не признал. Свою выгоду полностью отрицает, считая предъявленные обвинения суть ли не абсурдными. Эвин полагает, что между ним и дольщиками должен быть имущественный спор по помещениям по договору участия в долевом строительстве. Дело дошло даже до того, что в своих выступлениях Эвин обвиняет пострадавших. Дескать они оплату не провели, а сделали ее имитацию с векселями Сбербанка России, которых он якобы и в упор не видел. Однако следствие полностью изобличило подсудимого: в результате почерковедческой экcпертизы актов приема-передачи векселей и показаниями свидетелей из числа бухгалтеров» ЭГНА-строй».

Борис Эвин во время следствия пытался уйти от ответственности, поменяв радикально свою подпись. Но самое интересное состоит в том, что встречаясь с одним из потерпевших, он пытался склонить на свою строну при помощи кнута и пряника.

В присутствии свидетелей Эвин так себя бурно вел, что потерпевшие написали заявление в Следственную часть ГСУ при ГУВД Нижегородской области.

«Новая» в Нижнем» будет следить за развитием событий.

Виктор Деменев