12-06-23

Политика

Наши люди за кулисами

Нижегородские политтехнологи работают в Москве и во многих регионах, но в родной город приезжают только отдыхать

Почти одновременно раздались два звонка. Первый — из Красноярска. Тамошние коллеги наводили справки о нижегородском политтехнологе, вступившем в предвыборную игру в этом сибирском городе. Второй — от нижегородского журналиста, спросившего, куда пропали политтехнологи и почему в городе так скучно. Насчет скуки судить не берусь, а вот то, что нижегородские политические пиарщики работают где угодно, только не в родном городе, — это правда. То в Питере шумнут наши люди, то в Ярославле, то в Кирове, то в Волгограде. Не успела начаться кампания по регистрации и строительству новых политических партий, а уж и этими проектами руководят знакомые лица. Да и политические социологи не отстают от земляков?технологов, анкетируя избирателей от Владивостока до Кишинева.

Герои нашего времени

Разумеется, здесь надо оговориться, что политические пиарщики давно вышли за пределы собственно политики и занимаются сегодня кто большим спортом, кто энергетикой и жилищно-коммунальным хозяйством, кто развитием международных экономических связей. Политтехнологи девяностых сегодня уже настолько успешные люди, что собственно политикой занимаются, скорее, для того, чтобы иметь в своем арсенале инструменты политического влияния, которые нужны для решения деловых и гуманитарных задач.

Таковы, к примеру, самые известные нижегородские политические пиарщики Леонид Сухотерин и Сергей Капков. В багаже каждого — успешная раскрутка политика национального и даже международного масштаба. Каждый стал вполне самостоятельной фигурой, и оба поработали в парламенте, хотя и в разных палатах. Оба признаны профессиональным сообществом: один написал несколько издаваемых и переиздаваемых книг, собравших всевозможные премии и принесших автору статус члена-корреспондента академии общественных наук. Другой даже стал одним из прототипов собирательного образа политолога в одноименном романе Александра Проханова.

По сценарию «Деда Мазая»

И вот скажите, чем можно привлечь таких людей в родной регион? Уж точно не деньгами. Нынешних политических пиарщиков можно заинтересовать только новым проектом, причем проектом амбициозным, связанным либо с прорывом региона на ведущие позиции в стране и в мире, либо с раскруткой нового политического персонажа, который, помимо прочего, должен быть не просто карьеристом, а носителем той или иной идеологии.

Ну, а поскольку в Нижнем Новгороде нет желающих записаться в премьеры или в Абрамовичи, серьезным технологам здесь, прямо скажем, скучно. Вот и приезжаем мы на малую родину с единственной целью — отоспаться, перевести дух, порадоваться тихой провинциальной жизни, а из работы готовы разве что в блоги писать. Еще и цитируем в твиттере «Деда Мазая»: мол, опять я в деревне, хожу на охоту, пишу свои вирши — живется легко. И отвечаем друг другу пониманием и смайликами.

Ручная подстройка системы

Осталось ответить на вопрос, а нужны ли вообще сегодня в Нижнем Новгороде политические пиарщики? В регионе налицо монополия политической власти, которая имеет массу минусов, но обладает и преимуществами, которые губернатор и глава администрации довольно умело используют. Конечно, даже власть понимает, что «свобода лучше, чем несвобода». Но у нас в области система управления, выстроенная Валерием Шанцевым и под него заточенная, — все же работает. И в такой ситуации надо хорошо подумать прежде, чем раскачивать лодку.

Другое дело, что неконкуретная система обречена на итоговое поражение, потому что без стимулирования со стороны щуки всякий карась дремлет и жиреет. Ну и против коррупции пока не придумано ничего лучше, чем ротация власти и контроль оппозиции за чиновниками от правящей партии.

Поэтому что-то менять все равно придется, и сделать это надо в самое ближайшее время. Красивый лозунг «Путин 2.0» на самом деле подразумевает согласие правящих элит, в том числе и региональных, на модернизацию политической и экономической системы, хотя и при условии сохранения власти в руках этих самых нынешних элит. Но это значит, что услуги политтехнологов понадобятся, причем работа предстоит тонкая и деликатная, сродни ручной калибровке точного прибора.

Плата за ресурс и за ошибки

И любое обновление потребует общественной поддержки, а вот с этим-то у нынешней власти как раз проблемы. Пока получается только нагнетать протестные настроения. Вот только что разослали по домам и квартирам жировки с требованием оплаты за общедомовое потребление коммунального ресурса. Правда, почти сразу же пошли на попятную, и вроде бы разрешили не платить сумму, указанную в вызвавшей возмущение строке. Но недовольство, которое власть вместе с коммунальщиками сама же и сформировала, осталось не снятым. Тема обсуждается, неясности остаются, люди недовольны, и это недовольство еще выплеснется на улицу, причем в самый неподходящий для власти момент.

Привожу именно этот пример потому, что сама по себе тема перехода к оплате общедомового потребления актуальна практически для всех регионов. Вот только во многих областях и городах появлению новой строки в квитанции предшествовала специальная PR-кампания, и социального напряжения на эту тему не возникло. Ну, или нарастание напряжения оказалось не сопоставимым с тем протестом, который заставил нижегородские власти признать ошибку и отложить реализацию непопулярного решения.

Получается, что специалисты все-таки нужны — будь то политтехнологи или коммунальные пиарщики. Тем более что сегодня это одни и те же люди.

Иван Юдинцев