12-06-23

Экономика

Страх года

Насколько увеличится реальная плата за ЖКУ к концу года?

Считанные дни остались до скачка тарифов на жилищно-коммунальные услуги и на проезд в электричках. Скорее всего, подорожают билеты и в городском транспорте (начиная автобусами и заканчивая метро), а плата за утилизацию мусора уже увеличилась втрое. В общем, добро пожаловать в стабильность, уготованную для нас заботливыми властями, — ведь это они сдерживали все ставки до выборов и поднимают их теперь с 1 июля. Одномоментно, скопом, хотя была возможность растянуть этот процесс во времени.

Газовая риторика

Больше всех — а именно на 15% — поднимутся тарифы на голубое топливо для населения. Заметьте, для родного, казалось бы, населения, которому теоретически этот газ принадлежит, а не для иностранных государств. Если сейчас семья из трех человек платит за газ 140–150 рублей (учитывая 2 рубля на аварийно-диспетчерское обслуживание), то с июля придется выкладывать 160–170, в зависимости от жилплощади.

То, что цена на электроэнергию увеличилась, еще можно как-то объяснить: в связи с модернизацией турбинных станций и ремонтом ЛЭП конечный продукт дорожает. «Русгидро» опять же тратится на подготовку к затоплению Нижегородской области. Но газ, как известно, не генерируется, а тупо добывается. И на его стоимость, как отметил глава Нижегородского УФАС Михаил Теодорович, подорожание электричества практически не влияет.

Почему же именно на газ такое рекордное повышение?

На пресс-конференции, посвященной повышению тарифов, руководитель РСТ Сергей Протасов оставил этот вопрос без ответа. Ухмыльнулся только: мол, не маленькие, знаете. Мы, безусловно, знаем, что у членов одной закрытой секты мечты сбываются. Но это не аксиома, а скорее теорема, которую постоянно нужно доказывать накручиванием тарифной ставки.

Известно также, что с экспортом голубого топлива у России определенные проблемы — тут вообще все становится понятно: часть сливок решено снять с населения. При этом первые лица государства твердят о том, что тарифы на газ внутри страны не выше европейских. Забывают, наверное, что у нас, в отличие от стран Западной Европы, газа много — с чего бы это он должен быть для нас дорогим? И не правильнее было бы ориентироваться на восточные страны, где граждан — фактических хозяев столь ценного ресурса — не обременяют поборами на газ? Прав господин Протасов: только ухмыляться и остается.

ОДН грядет

В отличие от голубого топлива электроэнергия подорожает для нас не столь значительно — в среднем на 6%. Возможно, именно поэтому Энергосбыт, почувствовав себя отстающим в тарифной гонке, выкинул раньше времени штуку с ОДН.

Ставки на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение поднимутся в целом на 12 процентов. Здесь повышение разбито на два этапа: примерно на 6 процентов вода подорожает в июле, оставшейся половиной нас добьют в сентябре. И хотя все, конечно понятно, почему «водяные» тарифы растут, но формального объяснения этому нет. За исключением, пожалуй, того, что «Водоканал» собирается взять крупный заем, чтобы модернизировать Ново-Сормовскую водопроводную станцию.

В среднем, по словам Сергея Протасова, коммунальные ставки вырастут на 12% в случае, если теплоснабжение осуществляется из централизованных источников, и на 14,7% — для тех, кто пользуется газовыми котлами.

В принципе, именно в сентябре мы столкнемся с самым страшным и непредвиденным: по каждому ресурсу (будь то газ, электроэнергия, тепло или вода) появится новая строчка — общедомовые нужды. Так велят новые правила предоставления коммунальных услуг. Если коллективного прибора учета нет, эти правила предписывают рассчитывать ОДН по нормативу пропорционально жилой площади владельца квартиры. Нормативы — они для общедомовых нужд будут особые по каждому виду ресурса — сейчас разрабатываются в недрах региональной службы по тарифам. Не исключено, что они будут выше, чем те пресловутые цены за ОДН, которыми сбытовики нас огорошили в мае. Мы писали об этом буквально в прошлом номере «Новой» в Нижнем».

Но вернемся к июлю. Сергей Протасов не исключает, что со второй половины года произойдет увеличение тарифов на транспорт. Однозначно — на электрички, так как они привязаны к электроэнергии, и, скорее всего, на трамваи. Возможно также повышение стоимости проезда в автомобильном общественном транспорте.

Что же касается тарифов на утилизацию мусора, то здесь повышение уже произошло в три раза — с 40 до 120 рублей за кубометр. В РСТ это связывают с открытием новых мусороперерабатывающих комплексов, но Новоигумновский полигон, как мы знаем, все никак не могут запустить.

Встанем в очередь за судсидиями

Обоснованность всех этих повышений очевидна: монополисты в них заинтересованы, а чиновники заинтересованы в контактах с монополистами. Почему взвинчивают все и сразу — тоже понятно: ставки могли бы повышать постепенно, еще начиная с прошлого года — и по уму надо было так и сделать (другой вопрос — насколько повышать). Например, плата за проезд на транспорте должна была бы подняться еще в прошлом году, и это в определенной степени снизило бы число граждан, проводящих каждый вечер кучу времени на остановках в поисках автобусов. Известно, что городские транспортники сегодня находятся на грани финансового срыва.

Но в декабре были выборы в Госдуму, в марте мы выбирали президента, и чиновники сочли, что повышение хоть одного тарифа раскачало бы, так сказать, лодку. Поэтому все ставки — скопом — решили поднять после того, как стабильность победит.

Добавим, что у нас в регионе действуют субсидии на оплату ЖКУ для небогатых семей: если жилищно-коммунальные расходы составляют более 18% от доходов семьи, власти частично компенсируют плату по квиткам. Так что окончательно загнуться нам не дадут. Другое дело — после 1 сентября число таких вот небогатых семей существенно увеличится. В отличие от коммунальных тарифов, зарплаты индексируются далеко не повсеместно, так что крайними, как всегда, останутся жители. Правда, к концу года жители останутся только в загородных хоромах, остальные же превратятся в выживателей.

Георгий Степанычев