12-06-29

Экономика

По обе стороны Луны

В конце мая генпрокурор Юрий Чайка объявил о создании спецуправления по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Подобные профильные подразделения были созданы в прокуратурах субъектов РФ. Новая структура ориентирована на проведение системной и профессиональной работы по защите прав предпринимателей. При этом особая роль отводится сотрудничеству с институтом омбудсмена по защите прав предпринимателей. На этой неделе на петербургском экономическом форум выяснилось, что этим уполномоченным станет глава «Деловой России» Борис Титов.

Мы как оптимисты обязаны приветствовать появление уполномоченного по правам предпринимателей и не очень радоваться появлению управления по защите прав предпринимателей в прокуратуре. С одной стороны, мы получаем пряник, а с другой — не то чтобы кнут, но как минимум опасный инструмент.

Видимо, это федеральный тренд. Главное — чтобы все не скатилось к популистскому шагу, дабы задобрить предпринимателей. Нас на мякине не проведешь. Если разумно подойти к решению жизненно важных для бизнеса вопросов и действительно защищать права предпринимателей, то это обеспечит положительное будущее для экономики и России в целом, и каждого региона, включая Нижегородскую область, в частности. Я уверен, что именно так и будет, наступили новые времена и игнорировать требования самых активных граждан-предпринимателей будет невозможно.

Сомневаюсь, что введение уполномоченного по правам предпринимателей — это заигрывание с предпринимателями. Скорее — результат обратной связи и понимание, что на них в будущем опора и что с их проблемами надо считаться. Из малого вырастает большое. И вообще, новое начинание всегда радует.

Управление в прокуратуре — излишний инструментарий, который запросто может быть переориентирован на сведение счетов с неугодными

А вот управление в прокуратуре — это, на мой взгляд, излишний инструментарий, который запросто может быть переориентирован на сведение счетов с неугодными. Как бы не начали разные заинтересованные стороны затевать войнушки друг с другом через этот орган. Ментальной особенностью наших граждан является нелюбовь к людям, добившимся чуть больших успехов, так что пожаловаться на конкурента может превратиться в норму. Лучше создавать условия для самоорганизации бизнеса. Пусть будут организации из предпринимательской среды, где будут улаживаться спорные вопросы (аналоги третейских судов).

Мы, три ассоциации предпринимателей (Московского района, Канавинского и Нижегородского), объединились в борьбе за свои права, за нами — сотни предпринимателей ясно и тысячи «сочувствующих» и боящихся высказываться. Теперь нам будет, кому высказаться напрямую, теперь будет, кому выслушивать наши предложения в непрерывном режиме. Нам не придется ждать некоторых ответов месяцами. К тому же в текущей борьбе за права предпринимателей, владеющих стационарными торговыми объектами, — это дополнительный инструмент, так как с мнением омбудсмена и управления должны будут считаться. Здесь и появляется конкретная организация с конкретным адресатом, от которого будут ждать реальной помощи.

Часто приходиться обращаться в десятки организаций и не получать разумных ответов. В основном мы получаем отписки и расплывчатые комментарии. Конкретные ответы и поддержку наши ассоциации предпринимателей получают только от губернатора Валерия Шанцева. Новая же структура позволит аккумулировать требования предпринимателей и формировать новые задачи, новый формат общения с властями. Получается все тот же принцип единого окна уже для предпринимателей.

Вопрос в том, какая фигура должна претендовать на должность омбудсмена. Это должен быть настоящий купец первой гильдии, настоящий гражданин-патриот своего города. В идеале. Возможно, он возродит давно забытые правила бизнес-этики, принятые много лет назад в царской России (знаменитые 7 принципов). Это должна быть компромиссная фигура, устраивающая и власть, и предпринимателей, человек, который уже зарекомендовал себя в борьбе за права предпринимателей. Это должен быть и предприниматель, и общественный деятель в одном флаконе. К примеру, я представляю себе на такой должности Павла Солодкого, Галину Клочкову или Вячеслава Монахова.

Трудно ответить, как воспримет предпринимательское сообщество появление нового института по защите их прав. Сообщество предпринимателей как многослойный пирог: в первую очередь уполномоченный нужен малому бизнесу. Существующее деление на малый, средний и крупный бизнес некорректно и не отражает интересы многих слоев бизнеса. Логично было бы вводить новые критерии, по которым можно было бы классифицировать предпринимателей. Главное — чтобы омбудсмен не был бы завален сотнями жалоб ежедневно, что мешало бы смотреть концептуально на происходящие события. Крупным бизнесменам это не помешает и не поможет, именно малым и средним такой институт на руку.

В общем все как всегда — время покажет.

 

Роман Амбарцумян

Слово о больших ожиданиях

В России появился Уполномоченный по делам предпринимателей: режущим слух иностранным словом «омбудсмен» рукоположили Бориса Титова. Времена нынче непростые, по-европейски «развязанная» оппозиция смеет иметь свое слово, тут и там по всей многострадальной Родине вспыхивают скандалы с разоблачениями представителей власти и силовиков, экономический кризис на носу, нефть дешевеет, да и в так называемой элите согласья нет. Тут еще бизнесмены начинают смотреть в другую сторону, отводя взгляд от привычного медведя на логотипе одной известной партии и глядя в лес, то бишь на другие партии и альтернативных лидеров.

Почти оттепель, почти гласность и перестройка, и пусть нам государственные СМИ говорят, что жить становится все лучше и все веселее, мы-то все понимаем — интернета и телеканала «Дождь» у нас уже не отнять. Извините, отвлекся, ведь писать собрался о вопросе серьезном, о бизнесе и политике, о суровых буднях ударников капиталистического труда и о новой структуре, которая, как очень хочется верить, наконец-то, станет реальной силой и поможет коммерсантам из бесправных овец, которые, как ни странно, исправно кормят своих суровых, но очень ленивых пастухов. Последние сидят под двумя портретами правящего тандема за семью кордонами охраны (видимо, от населения собственной страны) в тиши и кондиционированной прохладе администраций всех уровней.

Я неимоверно рад, что президент Владимир Путин наконец-то обратил свой взор на нас, бизнесменов, которые уже и не надеялись, что их когда-то кто-то будет защищать — кроме их самих, их не всегда тугих кошельков и не всегда стальных нервов. Лучше поздно чем никогда, и поверьте, в моих словах нет иронии. Мне искренне хочется, чтобы новая структура с самыми широкими полномочиями по защите бизнеса действительно стала одним из самых независимых институтов в стране и через некоторое время мы с вами, уважаемые читатели, могли сказать, что вот оно — точка света в конце тоннеля разрослась, и мы на всех парах движемся к верховенству закона и права в отношениях бизнеса и государства, а там, глядишь, и остальные институты отношений гражданин-государство подтянутся. Ведь есть же уполномоченные и по правам человека, и по правам ребенка — сплошь достойные люди. И не сомневаюсь, что многое они хотят изменить. Но многое ли в их силах?

В общем, у меня одно желание — чтобы новые омбудсмены могли не просто посочувствовать в проблемах и по-отечески похлопать по плечу, а реально и беспристрастно разобраться в ситуации и помочь — не словом, а делом.

То, что институт уполномоченных создается на базе полпредств лично мне видится шагом логичным. Преимущества этого решения лежит в плоскости подчинения омбудсмена не областным и республиканским бонзам, а напрямую президенту. В этом я вижу залог непредвзятости и равноудаленности, ведь именно эти факторы будут являться ключевыми в работе будущих защитников прав бизнеса.

Предстоит создать очень мощную структуру, которая сможет отработать тот вал жалоб, которые, уверен, хлынут с первого дня работы нового подразделения. Важнейшим показателем эффективности работы уполномоченного по защите прав предпринимателей будет являться именно способность разобраться в каждом факте нарушения прав и довести ситуацию до соответствия закону и здравому смыслу. Ведь иногда законы у нас, как мы знаем, можно вывернуть самым неимоверным образом. Так что хорошо бы ликвидировать саму возможность возникновения ситуаций, иллюстрирующих знаменитое «друзьям — все, врагам — закон».

Сейчас в России функционируют полчища чиновников (министерств, департаментов, инспекций, торговых отделов и далее по списку), которым должностными инструкциями предписано помогать предпринимателям и которые на практике действуют в совершенно противоположном ключе. И если власть готова признавать их неэффективность, то, наверное, еще не все потеряно. Хочется верить, что однажды будет запущен механизм тотального сокращения этого регулирующего бизнес бюрократического аппарата, когда сокращать будут за профнепригодность.

Интересный вопрос, кто бы мог возглавить подобный институт в ПФО. Конечно, хочется увидеть человека авторитетного не только в коридорах власти, но и среди рядовых предпринимателей, фигуру, не наделенную уже сейчас властными и депутатскими полномочиями. Работать уполномоченному придется «в поле», и он не должен бояться снять костюм и засучив рукава лично разгребать «авгиевы конюшни» многолетних противоречий государства и бизнеса.

Задачи невероятно трудные, ведь, насколько я могу судить, ни одной из объединяющих предпринимателей ассоциаций так и не удалось по-настоящему стать настоящим радетелем за права всех без исключения предпринимателей: одни лоббируют интересы крупного бизнеса, другие действуют как откровенно провластные структуры. Бизнесу нужны идеологические авторитеты, и именно омбудсмен должен стать тем вектором, который объединит и расставит точки пересечения среди коммерсантов всех уровней вернет веру в государство.

По интервью Бориса Титова видно, что он умен и проблемы бизнеса знает изнутри. Пути решения проблем, о которых он говорит, лично у меня вызывают понимание. Правда, сейчас законодательство по уполномоченным еще находится в стадии проработки. И впереди большой путь.

Но мы так долго ждали…

Очень хочется надеяться, что у этого корабля начинается большое плавание.

 

Максим МАТКИН