12-06-29

Политика

Старший брат против младшего

Проблема отсутствия четкого взаимодействия между Законодательным собранием Нижегородской области и Городской думой Нижнего Новгорода признана. Но мало что делается для ее решения.

Междепутатсткий футбол

В последнее время в Гордуме Нижнего Новгорода все чаще говорят об обращениях в региональный парламент для решения тех или иных вопросов. При этом городские депутаты не уверены, что их коллеги на областном уровне услышат Нижний Новгород. Если раньше срабатывали политические мотивы, которые заключались в противоречиях между губернатором и мэром, то теперь действуют комплексы старшего и младшего брата.

Депутаты Заксобрания довольно снисходительно относятся к инициативам муниципалитетов, в том числе и Нижнего Новгорода. Подавляющее их большинство отклоняется. Разумеется, дело не только в том, что областные депутаты хотят показать младшим братьям их место. Зачастую инициативы снизу блокируются и областными чиновниками, которые всегда найдут изъяны в законотворчестве муниципального масштаба.

Конечно, бывают случаи, когда область идет навстречу Нижнему Новгороду. Так было с восстановлением ряда полномочий городских административно-технических инспекций. Это было пролоббировано городом через губернатора Валерия Шанцева. Но если первое лицо региона отмашку не даст, скорее всего городских депутатов отфутболят.

О существовании проблемы взаимоотношений внутри депутатской вертикали говорят повсеместно. Ведь депутаты Законодательного собрания почти также страдают от своих старших братьев — депутатов Госдумы, которые в подавляющем большинстве отметают инициативы областных представительных органов. Неслучайно чуть ли не высшей доблестью депутата Госдумы или члена Совета Федерации считается успешное продавливание зародившихся в его родном регионе законопроекта или поправок к нему. О проблеме иерархии известно всем, но существенных изменений в ситуации пока не заметно.

Back to городское лобби

В Заксобрании практически искоренено территориальное лоббирование. Из 25 одномандатных округов девять — это городские округа Нижнего Новгорода. Очень большое количество нижегородцев баллотируется по округам в районах и по партийным спискам. Объективно говоря, жителей Нижнего Новгорода в региональном парламенте подавляющее большинство. Но это никак не сказывается на решениях Заксобрания.

Практически не работает депутатский лифт между Городской думой и Законодательным собранием. Сейчас в региональном парламенте нет, пожалуй, ни одного депутата с опытом работы в Гордуме. В прошлых созывах такие депутаты были. В 1998–2002 годах это вообще не было редкостью. А сейчас их, получается, разделили? То есть «городским» вход в Заксобрание запрещен?

Есть и другой момент. Попав в Заксоб­рание, «горожане» сразу же становятся «област­ными». Так, например, бывший глава Нижегородского района Нижнего Новгорода Андрей Тарасов вряд ли может быть назван лоббистом Нижнего Новгорода. В своих оценках он опирается на опыт работы в структурах городской власти, но голосует, я бы сказал, вместе с антигородским большинством парламента.

Не исключено, что руководству Ниж­него Новгорода рано или поздно придется провести работу по созданию городского лобби в региональном парламенте. Этот процесс был заблокирован при мэре Вадиме Булавинове и по инерции частично не работает и сейчас.

Ответ для Гордумы

Один из свежих примеров того, насколько не выстроены взаимоотношения между городом и областью на уровне представительных органов власти, — отклонение инициативы областного центра по вопросам парковки большегрузного транспорта в городе.

Депутат Гордумы Владимир Панов, получив ряд жалоб из своего избирательного округа в Московском районе о парковке большегрузов в жилых зонах, поднял проблему на одной из постоянных комиссий. Коллеги его поддержали и решили обратиться в Заксобрание, чтобы оно в свою очередь поставило вопрос в Госдуме о внесении изменений в Кодекс РФ об административных нарушениях. Депутатская инициатива проста и понятна: известно, что сейчас Госдума повышает штраф за это нарушение с 500 рублей до 1 тысячи, — надо предложить увеличить его до 5 тысяч.

Любопытно, что этот вопрос срочно рассмотрели на заседании научно-консультационного совета при Заксобра­нии, который посчитал такой штраф слишком высоким, несоразмерным общественной опасности деяния.

Но это было только начало. Область решила дать органам местного самоуправления Нижнего Новгорода ряд рекомендаций, чтобы исключить причину парковки большегрузного транспорта в жилых кварталах. Поучения старшего брата оказались очень подробными. Вплоть до рассмотрения вопроса о стимулировании размещения модулей с парковками большегрузного транспорта на городской периферии. А заканчивались рекомендации предложением Гордуме провести депутатские слушания по вопросам парковки грузовиков.

Резюме областных депутатов было примерно таким: тут все в руках городских властей, пусть они потратят определенные средства — и проблема решится сама собой. Теперь горожан еще и возьмут под областной контроль: а выполнили ли они рекомендации, которые им даны старшим братом?

Из какой казны можно будет потратить бюджетные средства, чтобы отчитаться о том, что мероприятия по рекомендациям сверху проводятся?

Понятно, что Заксобрание отказалось обращаться к Госдуме, а для системного рассмотрения проблемы затребовала от Гордумы такой пакет аналитической информации, что тут нужны пара месяцев кропотливой работы. Без всякой надежды на успех.

Законотворческие лебедь, рак и щука

Надо отметить, что некоторые комитеты Заксобрания и некоторые же комиссии Гордумы предпринимали попытки наладить хоть какие-то рабочие отношения. Но постоянно действующего механизма так и не было создано. Помнится, облкомитет по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса и горкомиссия по городскому хозяйству пытались разобраться в работе домоуправляющих компаний. Но, похоже, эта работа так и не была доведена до конца.

Думается, члены городских комиссий могли бы присутствовать на заседании профильных комитетов Заксобрания. Благо расстояние между зданиями весьма небольшое. Тогда бы «горожане» знали, что делает область. Городские депутаты могли бы координировать свои действия с областными коллегами, поднимать какие-то вопросы на региональный уровень. Немаловажно просто быть в курсе того, как лучше подготовить инициативу для Заксобрания и как оптимально расставить акценты.

Другое дело, что в нынешнем виде взаимодействие может привести и к казусам. На днях городские представители пару часов потеряли совершенно зря на заседании бюджетного комитета Заксобрания, когда интересующий их вопрос в последнюю минуту банально сняли.

У нас как всегда большинство проблем на стыках. Так у депутатов различных уровней. Федеральные депутаты не слышат областных, те не слышат муниципалов. Городские депутаты в свою очередь не очень-то в курсе, как же надо работать с областью. В общем, если старший брат обижает младшего, значит ему просто в жизни адреналина не хватает.

Виктор Деменев