12-07-06

Общество

Город N — идеальная провинция

После долгой презентации разработчик маркетинговой стратегии города Александр Коляда выдал слоган: «Нижний Нов­город — твердыня России»

Я очень не люблю рассказывать про свой город. Наверное, потому что мне приходится делать это очень часто. Я с завидной регулярностью езжу по России, и ни одна поездка не проходит без такого вот диалога:

— Вы откуда?

— Из Нижнего Новгорода.

— А это где-то во Владимирской области?

— Нет, это в Нижегородской. Горький знаете?

— Ааа, Горький!

Мне не нравится, когда мой город называют Горьким. Да, это стильно, и Горький — действительно хороший писатель, но если бы кита и слона можно было сравнивать, как, например, город и писателя, то здравомыслящие люди быстро пришли бы к выводу, что заслуги города все-таки выше. Спасибо писателю за то, что родился здесь, но ведь когда он родился, Нижнему Новгороду уже было 647 славных лет, за которые он не раз спас целую страну. В этом году, если на Землю не упадет метеорит, нашему городу исполнится 791 год — возраст, мягко говоря, солидный. И мне непонятно, почему россияне знают про закрытый город Горький, просуществовавший 68 лет, но не знают про великий и, можно сказать, европейский Нижний Новгород, существующий 723 года (за вычетом «горьковского» периода).

Можно долго перечислять исторические заслуги нашего города, который был «карманом» России, благодаря знаменитой Ярмарке, вспомнить, как Минин с Пожарским спасли всю страну, как ГАЗ с «Красным Сормово» обеспечили Советскую армию третью всей военной техники в Великую Отечественную — для нас, и Вторую мировую — для них. Можно припомнить революционные разработки Алексеева, о котором почему-то сейчас помнят только студенты политеха (их вуз назван в честь Ростислава Алексеева), полеты Чкалова, благодаря которому подготовка пилотов полностью изменилась, и наши летчики в войну могли летать на предельно низких высотах, срезая винтами головы врагов.

К слову, тут же вспоминается и другой нижегородец — виртуоз авиации Нестеров, первым применивший таран. Академик Сахаров, кстати, — его сейчас модно вывешивать на знамена — тоже нормально и довольно плодотворно работал у нас. Не такая уж плохая была ссылка. Да и Пушкин много чего не написал бы — не окажись он в нашем Болдино, балы бы отвлекали. Если покопаться, не то что у россиянина — у любого нижегородца глаза на лоб полезут от количества великих людей, рожденных или работавших в нашем городе. Но сегодня о Нижнем Новгороде почему-то либо не знают вовсе, либо отзываются с пренебрежением.

Думается, причин две — низкий уровень образования россиян, которым наплевать на собственную историю (реверанс в сторону министерства образования с его ЕГЭ и «революциями» в школах и вузах), и плохой маркетинг.

Мне, например, обидно, когда какой-нибудь ульяновец или, прости господи, ивановец интересуется, есть ли у нас высотные здания. (Был случай). Или когда краснодарец искренне удивляется, узнав, что у нас есть метро. Или саратовец удивленно восклицает: «Семизначные номера? А вас че, реально так много?»

Мы — большой город, очень удобно расположенный, с роскошной историей и огромным, по сравнению с большинством российских городов, бюджетом. Почему о нас никто не знает?

На этом вопрос в конце июня и пытались ответить участники круглого стола «Нужен ли Нижнему Новгороду свой бренд?». Разработчик маркетинговой стратегии города Александр Коляда, например, около 40 минут презентовал свои идеи. У Коляды было несколько ключевых тезисов.

Нижний Новгород имеет массу достопримечательностей, среди которых кремль — настоящая боевая крепость, которая ни разу не была покорена.

Нижний Новгород — современный город для бизнеса и жизни.

После долгой презентации гора родила мышь, то есть слоган — «Нижний Нов­город — твердыня России». Патриотично, грубо, непереводимо на иностранные языки, слабо с точки зрения рекламы.

В зале послышался шепоток: «Ну, вот, нас теперь твердыми все будут звать». Раздались смешки. Впрочем, Коляда тут же оговорился, что вариант этот рабочий и может быть сменен в любой момент. Для того чтобы все получилось, по его мнению, нужно собрать команду креативщиков, которые на добровольных началах и совершенно бесплатно напишут стратегию, сформулируют слоган и продвинут город в массы.

Один такой бескорыстный доброволец тут же нашелся, им оказался председатель нижегородского регионального отделения «Деловая Россия» Павел Солодкий. Он высказал одну здравую мысль: «Многие уважаемые люди приводят в качестве примера несомненного плюса пуск «Сапсана» и регулярные авиарейсы из Нижнего в Москву. Но на самом деле это минусы, потому что такое сообщение только способствует сквозному туризму — люди у нас не задерживаются. Надо либо перекрывать пути, что невозможно, либо заинтересовывать Нижним Новгородом».

Словом, все своими дорогами приходят к выводу, что городу нужен трезвый бренд, но вот какой именно… Некоторые предприниматели и сам губернатор упрямо пытаются позиционировать приволжскую столицу как город для бизнеса. Но бизнеса как такового здесь все нет, а пробки и дефицит специализированных кадров — есть. В плане предпринимательства мы, бог знает по какой причине, здорово проигрываем Самаре и Казани. Федеральные средства мы почему-то осваиваем только на 83% — в то время как соседние регионы даже в одном только ПФО осваивают целиком и просят еще. Ярмарка превратилась в унылое место тусовок одних и тех же компаний вне зависимости от форума или выставки, инновации сюда не доходят с конца девяностых, и в сказку о нашей популярности и продвинутости уже, похоже, никто не верит, кроме «Молодой гвардии». Если к нам и приезжают высокопоставленные иностранцы, то лишь затем, чтобы увидеть глубокую провинцию.

Стоп, так может на этом и построим бренд приволжской столицы? Нижний Новгород — истинная российская провинция! Может, бизнесменов мы таким образом и не привлечем, но вот интуристов — наверняка. А когда заманим, можно будет уже и кремль показать, и по добролюбовско-горьковским местам поводить, и на танке сфотографировать. И не придется тогда конкурировать ни с городом воинской славы Волгоградом, ни с пушкинским Петербургом. Построим свой собственный бренд без оглядки на то, что о нас подумают соседи. Ведь мы же самая настоящая провинция — пора бы перестать стесняться и начать зарабатывать на этом деньги. Подтверждением может служить хотя бы то, что именно в Нижнем Новгороде, да и во всей области, проводятся все пилотные проекты — будь то образование, здравоохранение или соцзащита. Ну, не повезло, мы не Тула, нет у нас такого простого и яркого, как самовар-пряник-пушка. Не Волгоград — нет у нас Родины-матери. Не Екатеринбург в конце концов — с современным искусством тоже напряг. Зато сегодня мы идеальны в своей усредненности. Можно врать, что любой город N любого отечественного писателя — это мы. Ведь главное — заманить, а потом уже добьем Алексеевым-Нестеровым-Чкаловым.

Если можете придумать что-нибудь умнее, еще есть время, «Рождест­венская сторона» набирает активных добровольцев, которые хотят поделиться идеями. Совершенно бесплатно.

Вероника Щедрина