12-07-06

Общество

Под угрозой сохранения

В конце июня в Нижнем Новгороде разгорелся очередной скандал, связанный с уничтожением архитектурного наследия и историко-культурной среды. Правозащитник Станислав Дмитриевский и еще четверо активистов забаррикадировались в доме № 98 на улице Большая Покровская, дабы защитить памятник деревянного зодчества от сноса. В результате здание взял штурмом БСН, все участники акции протеста получили разное количество суток административного ареста. В СМИ начались серьезные дебаты. Высказывались все — защитники Дмитриевского, его противники, архитекторы и журналисты. В этом номере «Новой» в Нижнем» — мы предоставляем слово одной из сторон. В следующем тему продолжат оппоненты. Компромисса достигнуть удастся вряд ли, зато у читателей будет возможность сделать собственные выводы. Газета остается при своем мнении.

ул. Белинского, 16,18: разрушено в сентябре-октябре 2007 года

ул. Белинского, 8,8а: разрушено в сентябре-октябре 2007 года

ул. Ковалихинская, 4,6,8,10,12: разрушено зимой-весной 2006 года

ул. Октябрская 26,28а, ул. Ошарская, 3: разрушено зимой-весной 2006 года

ул. Загорского, 4а: разрушено в июне 2007 года

***

Виктор Дубиновский, главный архитектор компании «Старый Нижний»:

«Деревянные строения стоит реставрировать и сохранять, только если они обладают реальной исторической и архитектурной ценностью. Этот дом не эксплуатируется несколько лет, находится в аварийном состоянии, практически полностью сгнил изнутри. Деревянное строение вообще очень сложно сохранить. Для этого обычно его разбирают до основания и складывают заново. Но я лично не вижу в этом здании ничего такого, ради чего стоило бы проводить такую кропотливую работу. На охране оно не состоит, статуса объекта культурного наследия не имеет. По сути, это просто типовой дом конца 19 века. Единственное, что в нем стоило бы сохранить, — наличники. Но по моей информации их запланировано снять и передать в нижегородский научно-производственный центр «Практика», занимающийся реставрацией памятников истории и культуры.

Мне непонятно, почему вопрос сохранения здания его защитники подняли только сейчас, хотя о плане сноса было известно давно. Снос предусматривался еще в 1984 году Генеральным планом развития Нижнего Новгорода. Уже тогда предусматривалось провести расширение площади за счет сноса ветхой застройки между улицами Белинской и Крупской.

Также могу сказать, что на данной территории (от пл.Горького до пл.Лядова) было проведено исследование территории, информация о всех зданиях хранится в архиве Управления по охране объектов культурного наследия по Нижегородской области.

Что касается заявлений о том, что работа по выявлению новых объектов культурного наследия была остановлена, то могу сообщить, что за последние годы на госохрану в Нижегородской области было принято 46 памятников истории и культуры, из которых 27 — в Нижнем Новгороде. Среди них Дом Ермолаева на Алексеевской, Усадьба Равкинд на Большой Покровской, Дом архитектора Домбровского на улице Новой».

 

***

Владимир Молоканов, руководитель филиала по Нижегородской области «Нижегородская ассоциация реставраторов»:

«В последнее время невольно складывается впечатление, что всё вокруг разрушается, кругом один беспредел, бездействие и абсолютное безразличие к вопросу сохранения памятников. Я, наверное, живу в другом городе, не в том, где живет та самая инициативная группа граждан, так громко заявляющая о разрушении ценных архитектурных комплексов!

В последние три года в области отреставрировано порядка 200 памятников истории и архитектуры. И лично я, коренной нижегородец, провел реставрационные работы более чем на 50 из них. Поэтому я не понаслышке знаю про реальные дела, которые стоят за простым словосочетанием «сохранение объектов культурного наследия». Это огромный труд, кропотливая работа и значительные финансовые вложения, которых, к сожалению, зачастую не хватает ни в федеральном, ни в региональном, ни в местном бюджетах. А если задать вопрос вам, граждане-правозащитники, что вы, непосредственно, сделали для сохранения культурного и исторического облика нашего города?

Мне непонятно, почему вопрос сохранения здания его защитники подняли только сейчас, хотя снос предусматривался еще в 1984 году

У нас не всегда видят грань между исторически ценным и ветхим. И в чем я точно уверен — это то, что здание может быть снесено лишь только в случае, если оно не является охраняемым объектом культурного наследия и признано ветхим или находится в аварийном состоянии. Такое заключение дают сертифицированные эксперты, с каждым отдельно взятым объектом проводится большая работа. Конечно, деревянные строения просто необходимо реставрировать и сохранять, но только в случае, если они обладают реальной исторической и архитектурной ценностью».

 

***

Владимир Хохлов, руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Ниже­городской области:

«Дом № 98 на Большой Покров­ская был построен в конце XIX века на территории довольно удаленной окраины города. Застройка здесь носила усадебный характер и имела типичный для городской окраины вид. Автор проекта данного дома не известен, что позволяет отнести его к типовому образцу городской застройки. Сведений об исторических событиях, связанных с этим домом нет. Таким образом, признаки, необходимые для того, что бы взять его под государственную охрану отсутствуют, поэтому он не является памятником истории и культуры. Кроме того, в начале 1993 года этот квартал был обследован, было принято решение сохранить два дома (Большая Покровская, 68, и улица Воровского, 14). Исследователи тогда же посчитали, что дом по Большая Покровская, 98, не обладает необходимыми признаками для занесения его в список объектов культурного наследия.

Снос этого дома предусматривался еще в 1984 году Генеральным планом развития Нижнего Новгорода. Уже тогда предусматривалось провести расширение площади за счет сноса ветхой застройки между улицами Белинской и Крупской.

На сегодняшний день выполнена научная фиксация этого дома, и сведения о нем, как и обо всем квартале, будут храниться в архиве управления охраны объектов культурного наследия.

Единственное, что в нем стоило бы сохранить, это наличники. Их предусмотрено снять и передать в нижегородский научно-производственный центр «Практика», занимающийся реставрацией памятников истории и культуры.

Как рассказал директор центра «Практика» Сергей Забелин, при монтаже наличников выяснилось, что необходимо участие специалистов, поэтому они организовали бригаду, которая завтра снимет их, и наличники будут отвезены в мастерские центра «Практика» в Городце на хранение.

Я являюсь большим любителем деревянного зодчества и мечтаю создать в Городце музей домовой резьбы. Сейчас собираю будущие экспонаты. Все собранные мной элементы деревянного зодчества, прежде чем будут выставлены в музее, сначала будут оценены специалистами. Экспонаты, представляющие особую музейную ценность, и станут частью экспозиции будущего музея. Но пока я занимаюсь сбором коллекции, и для меня представляют интерес любые образцы».