12-07-13

Общество

Раз ковбой, два ковбой

Есть ли корыстный умысел у нижегородских активистов и стоит ли их делить на фракции

В статье «Деньги делят — щепки летят», опубликованной в прошлом номере «Новой» в Нижнем», довольно эмоционально рассказано, как в Нижнем обижают «точечных» застройщиков, которые пытаются возвести высотки впритык к уже существующим домам. И власти, владеющие более крупным бизнесом того же профиля, им действовать не дают, и активисты, якобы вводящие в заблуждение жителей, «останавливают стройки».

Автор статьи полагает, что если построить 18-этажку, напрочь загораживающую обзор и создающую угрозу оползня, — это для жителей благо. Только они этого сообразить не могут и идут на поводу у коварных активистов со стороны. Обижают, по мнению автора, и застройщика «Бурнаковской низины» — места, куда десятилетиями сливали химические отходы всех классов опасности, в том числе и первого. Вроде бы он уж и развернул там свою деятельность, не дожидаясь разрешения на строительство, но тут вмешался депутат Михаил Барковский, которому якобы нужно было попиариться на фоне перехода из партии в партию.

Опасная, однако, тенденция! Эдак, глядишь, у застройщиков взорвется мозг от мыслей о безопасности и комфорте сограждан. А все оттого, что неким гаерам надо попиариться и сорвать куш, назначенный темными силами. Ведь эти типы гражданской наружности только делают вид, что они на стороне жителей. На самом же деле за их телодвижениями стоят коммерческие интересы крупных застройщиков, которые и «подогревают» всяческие акции протеста. Ну и, конечно, «псевдоактивисты» устраивают свои мерзкие акции ради пиара, резюмирует автор статьи.

В принципе, это испробованный метод, который совсем недавно активно использовали придворные акулы пера, дабы опустить организаторов протестных митингов. Какие цели преследуют оппозиционеры? Ну, конечно же, хорошенько попиариться и получить куш от госдепа, который стоит за их спиной.

Автор много говорит в статье про пиар-технологии. При этом он сам использует главный постулат, который так ценил великий мэтр пиара Геббельс: повторение, бессмысленное и беспощадное. Повтори самую безумную мысль десять раз — и сотни людей встанут на твою сторону. Мысль о том, что организаторам акций против застроек «просто-напросто заплатили», повторяется в статье неоднократно. Повторяется бездоказательно, вопреки здравому смыслу и элементарной журналистской этике. Кто будет платить человеку, выступающему против уничтожения елок под окнами? Конкурент застройщика? Боюсь, этот конкурент тупо сэкономит деньги, ибо жители и без всяких денег встанут на защиту деревьев, которые они сажали.

Что же касается пиар-технологий, то организаторы акций на самом деле их используют. А как еще общество узнает о проблемах жителей? Средства массовой информации освещают эти проблемы не особо активно, если освещают вообще. Вот и приходится им изголяться…

Разберем статью более внимательно.

Первый тезис: Дмитриевский со товарищи молодцы, ибо пострадали, получив по 18 суток ареста, а вот другие активисты — так себе людишки, ибо не страдают, и ничего им за их вшивые акции не бывает.

Наверное, автор не знает о том, что жители дома на Ковалихе-Фрунзе были избиты подрядчиками, что физическая сила была применена к правозащитнице Марии Поповой, пытавшейся остановить одну из строек, и что активист Алексей Поднебесный находится сейчас под следствием (ему грозит 20 лет тюрьмы).

Сравнивать уровень страданий — дело циничное. Зачем автор прибегает к этому приему? Думается, затем, чтобы героизировать одних и подпортить репутацию других.

Здесь же, в этом тезисе, говорится о том, что «псевдоактивистов» в городе сотни. А вот и пример: 400 человек готовы были принять участие в митинге против строительства клиники пластической хирургии. На самом деле 400 человек — это все (!) жильцы одного дома, как один поставившие подписи на соответствующем воззвании. А сумела их организовать всего-навсего одна женщина. И вряд ли бы, конечно, все 400 жителей вышли на улицу: дай Бог реально набралось бы 50 человек…

Давайте реально смотреть на вещи: нижегородцы тяжелы на подъем. А чтобы пересчитать людей, способных вывести жителей на акцию протеста, хватит одной руки.

Подробно автор статьи останавливается на ситуации с Бурнаковской низиной. Дескать, Барковскому нужно было «получить положительный пиар», когда он менял партийность, поэтому депутат и подогрел тему. Но именно тогда начались активные строительные действия, и всем было понятно: если их не остановить, застройщика из низины уже не выковырять. Да и кто был против строительства на экологически безопасном участке? Никто. Но как только назначили независимую экспертизу, которая должна была определить наличие в земле химикалий, застройщик поспешно ретировался. Так в чем виноват Барковский? В том, что он вскрыл реальную ситуацию? Безусловно, за это его непременно стоит публично высечь.

Движение против уплотнительной застройки добилось хороших результатов — ряд строек приостановлены. Видимо, поэтому и разгорелась дискуссия вокруг того, кто мог обеспечить подобную эффективность

И опять — основной тезис автора, повторяющийся с завидной регулярностью: Дмитриевский и его сподвижники — настоящие герои, потому что и пострадали-то они реально, и боролись-то бескорыстно, и выступили в единственном числе. А вот «псевдоактивисты» — люди гнилые и достойные порицания: за акции их не наказывают, конкуренты застройщиков им отстегивают «серебряники», и при этом они — умелые политтехнологи — собирают толпы аморфных жителей. И вот первые — которые настоящие герои — они выступают за идею, за старинные дома. А вторые — «псевдограждане» — специализируются именно на коммерческих стройках, ибо «греются» от конкурентов застройщиков, а на облик старого Нижнего им наплевать.

Разберемся сначала с настоящими героями. Не хочется никого задевать, но что им мешало заглянуть в генплан, где снос 98-го дома на Покровке значился еще два года назад? За это время можно было бы замучить отцов города акциями протеста до такой степени, что они решили бы этот дом сохранить. Однако этого сделать они не удосужились. Дождались, когда здание будут сносить, и забаррикадировались в нем, быстро и изящно заработав славу героев, пострадавших за облик города. Результат — слава есть, дома нет. Нет, вы не думайте: я не собираюсь объявлять Дмитриевского и его друзей «псевдоактивистами». В конце концов, они привлекли внимание общественности к очень важной проблеме. Конечно, привлекли внимание и к себе, но был ли самопиар основной целью — это вопрос спорный. Это о хороших ковбоях.

Плохие действуют не в одиночку, а собирают десятки жителей, и причина понятна — этим жителям хочется жить хорошо. Чтобы под окнами была зелень, а не серая стена высотки впритык к дому. И никакое оболванивание тут не при чем. Автор правильно заметил: акции устраивают чаще против коммерческих строек. Но не потому, что конкуренты это оплачивают, а потому, что застройщики ведут себя нагло и жадно. Они готовы все деревья в центре города вырубить и все дворы застроить. А чем будут жильцы дышать и упадут ли потом эти дома — это уже не их дело. Вот против таких бесцеремонных коммерсантов и выступают люди, которых автор статьи обвиняет во всех тяжких. Им приходится выходить на улицы, потому что власти сначала урезают придомовые территории, а потом дают разрешение на точечное строительство. А поскольку все документы у застройщиков в порядке, суды на сторону жильцов не встают.

В материале утверждается также, что СМИ возносят противников коммерческих строек и высмеивают Дмитриевского. Это не так. Пресса — благо что почти вся она в Нижнем зависима от власти — старается молчать о всех без исключения организаторах протестных митингов. Когда же появляются статьи, то активисты чаще всего выставляются в них крикунами и психами. Так что и Дмитриевский, и Поднебесный, и Барковский поставлены в одинаковые условия.

В конце статьи автор делает вывод: если «псевдоактивисты» будут продолжать лютовать, в городе останутся только крупные застройщики. Возникнет монополия, и поднимутся цены на недвижимость. В принципе рассуждение имеет здравое зерно — в плане того, что цены будут расти. Но скажите на милость, против каких мелких и от этого особенно несчастных застройщиков выступают активные жители? «Стройконсалтинг» (Ковалиха-Семашко) — мелкий застройщик? Или, может быть, «Волгожилстрой-НН» (Ковалиха-Фрунзе) — мелкий застройщик? Это они-то держали бы цены на жилье?

Не будем отрицать: опасность создания монополии в соответствующей сфере есть. Но есть и опасность точечной застройки, которая ставит под угрозу благополучие и комфорт реальных жителей, а не абстрактных дольщиков. Коммерсант, решивший возвести здание, должен быть прежде всего добросовестным, он должен чувствовать социальную ответственность — и тогда ни у какого «псевдоактивиста» претензий к нему не будет. И неважно при этом, крупная строительная фирма приходит на участок или мелкая.

При всем при этом в городе действительно есть псеводактивисты. Они лишь создают массовку и в реальном процессе противостояния роли не играют. Они примазываются к протестующим жителям, размахивая различными флагами. Их цель — заявить о себе и о своей партии. Но автору статьи они почему-то интересны не были.

Егор Верещагин