12-07-13

Политика

Средство против областного застоя

Обычно после прихода нового губернатора, переизбрания старого или крупных структурно-личностных изменений на федеральном уровне происходит коренная или поверхностная перестройка управления регионом. Сразу несколько вариантов изменений структуры исполнительной власти готовятся в Нижегородской области.

По нашей информации, в правительстве Нижегородской области началась тонкая настройка. Готовятся преобразования министерства внутренней политики с кадровой заменой министра Дмитрия Шурова. Судя по всему, ликвидируется предпринимательское министерство Дениса Лабузы, на базе которого будет создано министерство инноваций и науки. Инновации ранее были на втором плане и курировались минпромом. Сейчас это министерство вместо инноваций заберет под себя торговлю. Видимо, логика преобразований состоит в том, чтобы сделать как в федеральном правительстве — там тоже есть минпромторг.

Эти локальные изменения вызывают вялую дискуссию. Мол, мы же всегда считали предпринимательское министерство нашим преимуществом перед другими регионами и гордились им. А сейчас его уберут вглубь минпрома. Это сделают на том лишь основании, что малому никуда не деться от большого.

Правда, это далеко не все грядущие изменения. Было бы правильно сократить число заместителей губернатора до одного-двух — тогда удастся повысить ответственность министров. В общем-то, это обычный набор принципов, который провозглашают все руководители. Но потом административная реформа получается либо половинчатой, либо полностью терпит поражение из-за усилий лоббистов, которым удобно решать свои вопросы через заместителей губернатора.

Что мы имеем сейчас? Губернатор Валерий Шанцев по всем крупным и средним вопросам работает с Москвой. И это представляется правильным. Он во многом непосредственно управляет внешнеэкономическими связями, работает с иностранными инвесторами и посещает главные международные выставки. И это тоже правильно. Он руководит правительством региона, порой системно, а порой в ручном режиме, посещает районы области и зачастую сам разруливает местные конфликты. А еще в 70–80 процентах случаев лично информирует население о работе исполнительной власти. И участвует в политической и партийной работе. В общем, губернатор старается многое делать лично.

А еще в правительстве есть вице-губернатор Владимир Иванов, курирующий один из блоков в правительстве, но знающий почти всю информацию о хозяйстве.

Кроме того, отдельные блоки курируют замгубернатора Дмитрий Сватковский, Антон Аверин, Владимир Лебедев, Сергей Потапов, Геннадий Суворов. Далее множество министров, которые вряд ли могут похвастаться тем, что губернатор для них доступен.

Получается, в нижегородском кремле есть несколько башен (команд), которые опираются на заместителей губернатора. Координация между министерствами слабая, так как заместители губернатора, которые их курируют, близки по весовой категории и конкурируют между собой за ухо губернатора.

Кто-то из них все же сильнее. Как, например, по моему мнению, — что бы ни говорили о нем как о бизнесмене — Антон Аверин. Кто-то в аппаратном плане послабее — тот же Геннадий Суворов. Остальные примерно одного уровня, но с разными конкурентными преимуществами.

Собственно сейчас предлагается уйти от этой многокомандности, от нескольких башен в Кремле. И при этом разгрузить Валерия Шанцева от второстепенной работы и многочисленных поездок по области. Это было бы полезно, если бы губернатор знакомился с областью, но он в некоторых районах бывал уже более десяти раз. Губернатор, конечно, при любом раскладе сохранит за собой взаимодействие с Москвой и большую политику. Но в преддверии выборов ему было бы полезно выглядеть «надежей-царем».

Нижегородская область по территории — маленькая европейская страна. Поэтому, наверное, стоит разделить власть губернатора и работу исполнительной власти. Есть, конечно, довод против — разрастание чиновничьего аппарата. Но если аккуратно разделить администрацию губернатора и областное правительство, то разрастания чиновничества не произойдет.

Кто может возглавить работу правительства? Желательно, чтобы это был человек не из числа заместителей губернатора, а совершенно новый. Дело не только в борьбе башен кремля, где победитель не нужен. Нужен креативный человек — возможно, варяг, далекий от сложившихся кланов. Возможно, это мог бы быть один из замминистра федерального правительства, где информационно-аналитическая работа поставлена на голову выше, чем в нашем регионе.

Кадровая проблема министров тоже понятна. Всевластным и неприкасаемым заместителям губернатора удобно, чтобы в их блоке были слабые люди, чистые исполнители, которых можно менять как перчатки. Например. в министерстве промышленности ни один министр не проработал более двух лет. И нет особо желающих на это место, потому что полномочия министра промышленности вряд ли устроят амбициозного человека.

В мировой экономике грядет вторая волна кризиса. В российской экономике наблюдаются застойные явления. Нижегородская область отнюдь не в первой десятке по росту бюджетных показателей в 2011, а тут еще и секвестирование бюджета в 2012 году. Можно точечно настроить управленческую систему, как это и предполагается сейчас. А можно улучшить качество управления по максимуму, но без увеличения рисков, которые всегда сопутствуют коренным изменениям. Возможно, сейчас самое время для решительных шагов. Ближе к 2015 году это сделать будет труднее, так как избиратели могут подумать чего лишнего.

Виктор Деменев