12-07-20

Общество

Фекальные реки — бетонные берега

Демисезонная жилищно-коммунальная поэма

Аномально снежная зима этого года еще свежа и в памяти нижегородцев, и в памяти руководства города. Именно поэтому подготовка к зимнему периоду в этом году в Нижнем Новгороде началась так рано. Каждое оперативное совещание в администрации начинается с отчетов по ремонту станций теплоснабжения, промывке — опрессовке, ремонту дорог и так далее. Но как это часто бывает, когда все силы бросают на что-то одно, проблемы неожиданно возникают совершенно в другом месте.

Культурный человек живет высокими материями. Мысль о дерьме для него совершенно неприемлема. Может, именно поэтому, когда в микрорайоне «Медвежья долина» в Нижегородском районе приволжской столицы прорвало канализацию, администрация игнорировала обращения граждан и членов ТСЖ.

Удивительное дело, Нижегородский район — главный в городе. Сейчас он застраивается в сумасшедшем режиме, земля здесь дорогая и дикая, проблем для застройщиков хватает. На месте микро­районов «Деловая» и «Медвежья долина» раньше были огромные пустыри. Эти территории как будто специально обходили, начали застраиваться Верхние Печеры, до которых, если ехать по улице Родионова, нужно было колесить по мрачноватой пустыне, какие бывают в американских фильмах про зомби. Рядышком была больница Семашко с огромным моргом и длинными подземными переходами, а за остановкой «Маяк» начиналось старое кладбище. Поговаривали, что эти территории не застраивают, потому что под ними карстовые провалы.

Но время не стоит на месте, и в начале нулевых выяснилось, что земля слишком дорогое удовольствие, чтобы вот так ей пренебрегать. На месте предполагаемых провалов выросли 17-этажные высотки, возведенные якобы по новейшей технологии на супер-устойчивом фундаменте. «Подсолнухи», «Деловая» и «Медвежья долина» начали строиться практически одновременно. Чтобы отхватить новостройку подешевле, гражданам предлагалось вкладываться на самых ранних этапах. «Подсолнухи» в итоге были заморожены, в готовых «деловых» квартирах жильцы в стенах обнаруживали дыры, и только «Долина» была сдана в срок. И несколько лет нижегородцы счастливо в ней жили… пока власть не начала сдерживать свои обещания.

Сначала в чистых подъездах появились матерные надписи, потом бутылки и рвота на площадках, затем начали гореть урны, а потом и антивандальному лифту досталось. Видимо, на русских вандалов его защита не действует. Все дело в расселенцах, которые въехали в новостройки по программе расселения ветхого фонда.

Об этой проблеме говорили много. Люди всю жизнь прожили на одном месте в деревянных доисторических домах, а когда начали проводить метро в верхнюю часть города, строить метромост и подходы к нему, отказались переезжать вниз. Конечно, есть среди них и прекрасные культурные люди, гадить во дворе и подъездах начали не они. Но много и тех, кто не смущался плодиться в жалких крошечных гнилушках, и очень обрадовался возможности сесть на шею государству.

В микрорайоне, кстати, было несколько волн переселений. Основная их масса пришлась на более позднее время, а вот в самом начале «Долина» обзавелась главным расселенцем — Ольгой Лисовой, которая стала председателем ТСЖ. Очень скоро жители заметили, что деньги из них тянут, а результата никакого нет, но сместить ее оказалось не так-то просто, по сути это удалось сделать только через суд. Тяжба еще продолжается, оказалось, что экс-председатель всегда была нечиста на руку.

Кстати, именно при Лисовой в микро­районе впервые прорвало канализацию. Тогда все решилось за счет жильцов. Недавно руководство ТСЖ сменилось. Когда проблема с канализацией повторилась, администрация микрорайона начала выяснять причины и искать пути решения. Оказалось, что чуть более полугода назад канализацию проверяла организация «Водоканалспецстройсервис». Тогда главный инженер Игорь Балихин предупредил жильцов, что напряжение в сети слишком слабое, и насосы могут встать. К сожалению, его прогноз оправдался, насосная станция сломалась, и фекалии устремились на улицу.

Чуть более полугода назад канализацию проверяла организация «Водоканалспецстройсервис». Тогда главный инженер Игорь Балихин предупредил жильцов, что напряжение в сети слишком слабое, и насосы могут встать. К сожалению, его прогноз оправдался, насосная станция сломалась, и фекалии устремились на улицу

От превращения в средневековый город «Долину» спасла только грамотно сделанная ливневка, так что визуально все было в порядке, а вот запах… Жертвами аварии стали не только жители, но и посетители крупного торгового центра, который расположен тут же.

Казалось бы, рядовая ситуация, но ТСЖ раскопало неожиданно много интересных подробностей. Установили, что насосная станция никому не принадлежит.

Первый звонок был сделан в «Водоканал», но там девушка приятным голосом сообщила, что это не их проблемы. Второй звонок был сделан в администрацию Нижегородского района, где эту информацию подтвердили. На вопросы, почему так получилось и кому же тогда принадлежит станция, сотрудник отдела жилищного фонда и инженерной инфраструктуры управления жилищного фонда, коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нижегородского района Татьяна Андреева ответила одним словом — «никому», и тут же посетовала, что таких бесхозных станций в районе много, особенно в Верхних Печерах.

По идее застройщик должен сам передавать это хозяйство администрации района, но он почему-то этого не сделал ни в данном, ни в ряде других подобных случаев. Жители, как правило, очень далеки от всех этих проблем, да и не должны они быть в курсе, поэтому узнают о своей бесхозности и никомуненужности только тогда, когда по их улице начинают течь далеко не молочные реки. Но это только полбеды. Руководство ТСЖ тут же подало заявление о включении станции в муниципальную собственность. Сейчас оно рассматривается в КУГИ, но по закону отказать администрация не в праве, и станция в любом случае перейдет в ведение администрации района. Но как объяснила та же Андреева, это ровным счетом ничего не будет значить, потому что обслуживать станцию все равно некому: «Вообще-то этим должен заниматься «Водоканал», но это очень хитрая конторка, которой ничего не надо, так что ремонт они делать не станут. Не знаю, как на них повлиять, они ведь монополисты на этом рынке».

Получается, проблема куда серьезнее: администрация не может повлиять на свою же службу. Жители просто передадут станцию в ведение муниципалитета, а весь ремонт и диагностика все равно будет лежать на них, КУГИ же в это время будет бодро рапортовать главе администрации, как много на их балансе объектов.

В микрорайоне сейчас запущен только один из насосов, «Водо­канал­спецстройсервис» ликвидировал последствия аварии, но нужны средства на ремонт второго насоса, потому что в таком режиме станция сможет проработать максимум два месяца. Жители ждут решения администрации, но боятся, что его будут затягивать намеренно, чтобы вынудить их самих оплачивать дорогостоящий ремонт. А в этом случае, говорят они, зачем вообще нужен муниципалитет?

А буквально несколькими километрами дальше, в Верхних Печерах, также бушуют нешуточные страсти. Жительница дома № 7 по Казанскому шоссе Лилия Потехина с 2006 года добивается от домоуправляющей компании ремонта аварийного балкона. Седьмой год он угрожает свалиться на головы прохожих, а работники ДУКа то кормят «завтраками», то просто прячутся от женщины. А ведь если балкон все-таки упадет, то, скорее всего, сделает это зимой, когда на него насыплет снега. И тогда, вероятно, власти опять будут все валить на осадки…

Кстати, администрация города все еще повторяет свое обещание расселить весь ветхий фонд города. Интересно, куда — туда, где балконы падают, или туда, где по улицам плавают фекалии?

Вероника Щедрина