12-07-20

Политика

Полпредство контроля

Практически никто в нижегородской элите не сомневается, что четвертый окружной полпред президента Михаил Бабич будет действовать все активнее и его влияние будет только возрастать, особенно в Нижегородской области. Вопрос лишь в том, какие сферы деятельности будут для него приоритетными.

Испытанный боец с коррупционерами

Похоже, полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Бабич уже восстанавливает те функции, которыми глава государства, собственно, наделял полпредства в начале двухтысячных. Речь идет прежде всего о контрольном функционале, чуть ли не главной составляющей которого является антикоррупционный контроль. В отношении не только исполнительной власти, но и правоохранительных органов.

Тут у приволжского полпреда есть разносторонний опыт. Известно, что в начале «нулевых» на Бабича, который работал тогда в Федеральном агентстве по регулированию продовольственного рынка при Минсельхозпроде, наехал печально известный генерал МВД Александр Орлов, который потом бежал из страны. Тогда Бабич занимался распределением гуманитарной помощи беженцам на Северном Кавказе. После того, как часть помощи растворилась в Чечне, Михаил Бабич поднял шум. Тогда и появился генерал МВД Орлов, который предложил «не лезть туда». Мол, система сама знает, что ей делать.

После того, как Бабич не понял генерала, на него обещали завести уголовное дело. Но тут его назначили вице-губернатором Московской области. Орлов от него вроде бы отстал. Но потом пути их опять пересеклись. Чтобы приручить Бабича, на него все же завели уголовное дело по работе в середине 1990-х годов в Госмясомолторге. Когда Бабич ушел с поста вице-губернатора, следователи сразу потеряли к нему интерес.

Однако как только Бабич вернулся на госслужбу — вице-губернатором Ивановской области, — следствие опять им занялось. Понятно, что генерал Орлов опасался, что Бабич может сделать карьеру и тогда до него будет тяжело добраться. Вот его и тормозили. От Бабича и его родственников отстали после телеграммы Путину. Тогда Генеральная прокуратура вмешалась и отменила выданный уже ордер на его арест. Получается, что коррупционеры в погонах охотились на него, а он охотился на коррупционеров.

Михаил Бабич будет контролировать политический процесс как таковой. Известно, что в 2006-2007 годах именно он вел переговоры с «пенсионерами», решавшми, идти в «Справедливую Россию» или в «Единую». Тогда группа Романа Антонова подалась к «единороссам» именно под гарантии Бабича, обещавшего Антонову место в Госдуме, а ряду его сторонников — места в Заксобрании

Некоторое время назад были распространены данные коррупционного рейтинга регионов, в соответствии с которыми Нижегородская область оказалась одной из самых чистых. По нашей информации, в полпредстве придерживаются другой точки зрения. Трудно сравнивать регионы, но коррупция в Нижегородской области точно наличествует. А хорошие результаты рейтингов связаны с тем, что у нас борьба с коррупцией либо реально не ведется, либо коррупционные каналы перекрыть не удается. Возможно, потому, что исполнительная власть оказалась у правоохранителей вне подозрений.

С нашей точки зрения, причина тут состоит в том, что несколько раз против высокопоставленных чиновников заводились уголовные дела, а потом разваливались. На этом политическая воля силовиков как-то ослабла.

Видимо, Бабич попытается активизировать растерявшихся правоохранителей. Тем более что он знает на собственном опыте, как они работают.

Взгляд со стороны

Еще один из приоритетов Бабича — контроль выборных кампаний. Известно, что полпред входил в предвыборный штаб Владимира Путина, где отвечал за общественные приемные кандидата в президенты. Казалось бы, в Нижегородской области только что прошла серия выборных кампаний. И долгое время выборов не будет вообще. Но на самом деле в ПФО более десятка регионов, а пример Рязанской области показывает, что выборы губернатора могут проходить и досрочно.

Но дело не только в сроках выборов. Понятно, что и партию власти никто не поймет. Если она проиграет на выборах главы региона в таком субъекте как Нижегородская область. К ним надо готовиться уже сейчас, мониторить ситуацию, формируя список потенциальных кандидатов. Око президента должно объективно оценить ситуацию и дать ей оценку. Иной раз власти демонстрируют оптимизм без берегов, а на самом деле, как выясняется позже, ситуация развивается в режиме «как все запущено».

Бабич будет контролировать политический процесс как таковой. Тем более что наш регион в этом смысле для полпреда далеко не новый. Известно, что в 2006–2007 годах именно Бабич вел переговоры с нижегородским региональным отделением Российской партии пенсионеров, которое решало, идти в «Справедливую Россию» или «Единую Россию». Тогда группа Романа Антонова подалась к «единороссам» именно под гарантии Бабича: он тогда обещал Антонову место в Госдуме, а ряду его сторонников — места в Законодательном собрании Нижегородской области. И эти обещания были выполнены. Иначе кто знает, как сложилась бы политическая ситуация в Нижегородской области.

Полпредство на двух ногах

Нет сомнений, что перед полпредством в ПФО стоят и экономические задачи. Так было и с другими полпредами. Известно, что Сергей Кириенко занимался вопросами инвестиционной привлекательности Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Можно вспомнить, как Кириенко боролся за то, чтобы «Тойота» приземлилась со своим автомобильным проектом не в Санкт-Петербурге, который лоббировали питерские, а в Борском районе Нижегородской области. Если взять еще одного полпреда — Григория Рапоту, то он декларировал задачу стабилизации работы предприятий оборонно-промышленного комплекса в округе в целом и в Нижегородской области в частности. В начале своей деятельности он занимался этим активнее, нежели потом.

По ряду первых шагов можно сказать, что для полпредства под руководством Бабича в приоритете остались инвестиционные проекты. Этим вопросом занимается инвестиционный уполномоченный в ПФО Галина Изотова. Она же неоднократно встречалась с предпринимателями, нащупывая специфику Приволжья.

Была информация, что Бабич и его команда собираются заниматься бюджетным лоббированием субъектов в ПФО. Последние события показывают, что это очень актуально. Дело в том, что в связи с созданием на территории России так называемых консолидированных групп налогоплательщиков, в числе пострадавших оказались почти все регионы Поволжья. Нижегородская область, например, уже не досчитается 5–10 млрд рублей налога на прибыль от крупных налогоплательщиков в 2012 году. Должны объявить об уменьшении поступлений от налога на прибыль на 2,3 млрд рублей. И это только начало процесса секвестра бюджетов в регионах. Консолидировать их позицию под силу только полпредству, которое владеет информацией о нынешнем положении дел и трендах.

Мы видим, что полпредства президента вышли на работу не по общим установкам, как это было в начале 2000-х, а по индивидуальным программам. С учетом местных тенденций и условий. Особенно в экономической сфере. Кроме того, полпредства пытаются стоять на двух ногах — политической и экономической. Повышая уровень системного контроля и помогая в решении общих задач и проблем регионов своего округа.

В такой ситуации равновесие и баланс, по идее, должны торжествовать над любыми политическими бурями.

Виктор Деменев