12-07-20

Культурный слой

Поверить алгеброй гармонию

В начале девяностых на западе родился стиль мат-рок (не матерный, а math-rock — математический). Как известно, в традиционном роке наиболее распространен музыкальный размер 4/4, а в мат-роке чаще всего используются нетипичные размеры, такие как 7/8, 5/8, причем размеры не раз меняются на протяжении композиции. Ритмическая нестандартность, этакая «математичность» и дала название стилю. И стоило мне задуматься, почему в Нижнем нет музыкантов играющих мат-рок, как трио Yawn Hic записало EP (мини-альбом) именно в математическом ключе. Инструментальная музыка Yawn Hic очень технична, изобретательна, построена на кривых размерах и вполне впечатляет своей композиционной целостностью.

Полтора года назад гитарист Роман «Сыч» Белоглазов разместил в сети объявление о поиске единомышленников, на которое и откликнулся басист Александр Аш. Вскоре последний привел с собой барабанщика Ивана Выпь, с которым ранее играл в довольно известном пост-металлическом составе «Moro Moro Land». Несмотря на то, что музыка трио Yawn Hic сложна, ни у одного из участников нет музыкального образования. Я интересуюсь у Романа, каким образом сочиняется столь непростая текстура — эмпирическим путем на репетициях или кропотливо пишутся ноты?

— Своеобразная «математика» у нас не только в изменении числителя и знаменателя у размера, но и в необходимости заранее просчитывать очередность и длительность тем для каждого трека. Первоначально для любой вещи сочиняется гитарная или басовая партия. И уже на репетициях под заранее продуманную последовательность размеров придумывались барабанные партии. Потом мы обменивались темами, обсуждали, по отдельности доделывали композиции.

— Лично мне не хватает вокала. Возможно, с его помощью можно было бы легче донести до слушателя столь сложную музыку. Были такие попытки?

— Попытки найти вокалиста успехом не увенчались. А сами петь не умеем. Затягивать с записью не хотелось, поэтому решили оставить треки в виде инструменталов. Возможно, стоило бы подождать. К слову, в новом материале вокал планируется.

— Однако у вас «за кадром» некто постоянно что-то вещает…

— В отсутствие вокала решили добавить в треки различные сэмплы. Но не только для разнообразия. Это цитаты из фильмов и размышлений разных людей, которые, так или иначе, на нас повлияли. Например, в треке «All Too Human» звучит фрагмент из книги Ницше «Человеческое, слишком человеческое». Названия других треков мы тоже выбирали, отталкиваясь как раз от сэмплов, хотя никакой общей концепции в альбоме нет.

— Симптоматично, что все ваши сэмплы не русскоязычны. Почему? И вдогонку второй вопрос: если бы вокалист нашелся — то пел бы на английском?

— Кстати, мы хотели назваться по-русски, но интересных вариантов как-то не возникло. А потом придумалось «Yawn Hic», то есть «Зевота икота», и это название повлияло и на всё остальное. На каком языке называть треки уже не обсуждалось. Насчет языка будущего вокала — об этом мы еще не думали специально. Я сторонник русскоязычной лирики, но мне нравится и когда в одной песне используется два языка.

— А отголоски социальной напряженности, нарастающей в стране, попадают в вашу музыку? Или она вне идеологий?

— Наша музыка не идеологична и не создается под влиянием каких-либо политических или общественных событий. Да и сложно было бы в инструментальном формате что-то такое отразить.

— Но Мусоргскому в «Картинках с выставки» это удавалось, взять его «Быдло», к примеру. И Свиридову в пьесе «Время вперед!» тоже.

— Остаётся только подивиться их таланту (смеется). Безусловно, с помощью музыки можно многое передать. Мы, возможно, просто не стремимся как-то привязать ее к реальному миру, она существует как бы отдельно. Назову это неким полем для экспериментов, отгороженным от внешних воздействий.

— Что стимулирует музыканта, который творит нечто подобное вашей музыке? Стремление удивить сложностью? Сделать так, как твой друг-музыкант не может? Ощущать себя новатором…

— Мне кажется, любой музыкант стремится удивить слушателя своей музыкой, и мы не исключение. Хотелось бы сделать что-то такое, чего здесь и сейчас пока нет, но где бы сложность являлась не самоцелью, а, скорее, средством для создания чего-то необычного, нестандартного. Надеюсь, у нас все-таки получилось…

Вадим Демидов