12-07-31

Культурный слой

Музыка как холст Кандинского

KernHerbst. Альбом «Meta-SETI», 2012

Два года назад я писал об альбоме дзержинско-нижегородского экспериментального арт-проекта KernHerbst, сопроводив его самыми лестными эпитетами, и свежему творению Кирилла Ужогова со товарищи я готов вновь рукоплескать. «Meta-SETI» — особая жизнь звуков, сыгранных собственноручно, смоделированных на компьютере и подслушанных на улице. Ребята наследуют методы дадаистов и Уильяма Берроуза, выхватывая из звуковых ландшафтов обрывки пения, вздохов, криков, шорохов, делают из них петли и запускают по кругу, и выходит музыка сновидческая.

Название альбома указывает на связь с SETI (Search for Extra­ter­restrial Intelligence) — проектом по поиску внеземных цивилизаций и возможному вступлению с ними в контакт. Астрономы запускают волновые сигналы в космос и ждут ответа. Приставка Meta (с древнегреческого — «внутрь», «за грань») означает, что сигналы группы KernHerbst направлены на метафизический поиск друзей в других реальностях. Вот и первый трек «Vox Stellarum» начинается со слов «Говорят, что звезды манят и зов звезд с каждым годом становится все настойчивее…» — таков эпиграф к обволакивающему перетеканию аккордов, словно сочиненных в параллельных мирах. А в номере «The busker and the some things» тексты о дхарме, как поясняют музыканты, поет слепая тайская женщина. Полупение-полумолитву сопровождают хтонические шумы, препарированная гитара и, кажется, скрипка.

Трек № 3 — «Silver cord» — медитативная тема в духе исландцев Sigur Ros, сыгранная на синтезаторе, звуковое путешествие через время и пространство, где уместны и крики детей на заднем плане, и шелест ветра. Но это лишь прелюдия для сильнейшей композиции «Placenta», которая есть кульминация альбома. Шорохи, стоны чаек, гул, женский хор, колокольный набат, обрывки смеха собираются в полотно сродни размаху Кандинского. Ближе к середине трека тревога нарастает, и, кажется, мир рухнет в тартарары, однако ближе к финалу звук удивительным образом обретает равновесие — вдалеке бьют африканские там-тамы, вскрикивают птицы, умиротворяющее звучат голоса монахов.

«Commodore» опирается на внятную гитарную мелодию и ритмические удары гонга. Так и видишь капитана на мостике, что вглядывается во тьму, вполуха прислушиваясь к мерным всплескам волн. Звучание «Seesaw 2» раскрашено обрывками мелодий и закольцованными звуками: индустриальные шумы, ветер в ивах, переборы струн. Композиция «Ether M» («Эфир Малера») построена на низкочастотной торжественной теме, в которую вплетаются атональный шум и доносящиеся издалека обрывки разговоров, а завершается она благостным оркестровым фрагментом. Антон Помелов записал на аудиокассету произведение Малера, а потом долго состаривал пленку, и, в конце концов, ее, изжеванную, перезаписал на низкой скорости на другой кассетник.

Вот какими трудами KernHerbst творит свое искусство.

Пожалуй, самая интересная история связана с заключительной пьесой «Zeo». Год назад Помелов прогуливаясь около парижской базилики Сакре-Кё, услышал распев хорала. Войти внутрь храма постеснялся, кружил около — но все же записал службу на диктофон, ее мы и слышим. А другой участник KernHerbst, перкуссионист Павел Солоненко, в то же время гостил у родственников в Иерусалиме и в храме Гроба Господня записал на кассетник звук колоколов и цепей, висящих у входа. Тогда же Ужогову приснился сон: он гуляет в чудесном парке, и с небес несется хор, выпевающий одно единственное слово — «Zeo». В целом — мощное психическое воздействие, равное долгому спиритическому сеансу в затемненной комнате.

Вадим Демидов