12-07-31

Политика

Ректоры в политике

Все говорят о модернизации, инновационном развитии страны, о коммерциализации научных достижений. А кто будет отвечать на все эти вызовы в коридорах власти? Не пора ли провозгласить научный призыв во власть?

Ректор педагогического университета Александр Федоров, ректор НГТУ Сергей Дмитриев, ректор ННГУ Роман Стронгин — ректоры новой волны, которые котируются на уровне бизнесменов выше среднего, у них зачастую есть околонаучный бизнес

Практически ни один губернатор Нижегородской области не игнорировал ректоров крупнейших вузов. Борис Немцов с пиететом относился к ректору ННГУ Александру Хохлову. Думается, если бы Хохлов захотел избраться в Заксобрание или Госдуму, Немцов бы ему в этом помог. Для Ивана Склярова в приоритете была сельхозакадемия. Помнится, он долго и упорно продвигал достойных людей на руководящие посты в вузе. Геннадий Ходырев как технарь и промышленник больше внимания уделял политеху: вице-губернатора Владимира Кириенко он после пары лет беспорочной службы отправил ректором именно в политех. Еще до Валерия Шанцева — но особенно при нем — главным нижегородским ректором стал Роман Стронгин из ННГУ. Он занял влиятельную позицию в региональном отделении «ЕР», позже возглавил региональную Общественную палату, возглавлял разные предвыборные штабы. Разве что сам не баллотировался.

И все же пока ректоры больше были консультантами и советниками. То есть ректорами при губернаторе или Заксобрании. Можно вспомнить, что научно-консультативный совет при парламенте возглавляет ректор медакадемии Вячеслав Шкарин. Директора школ активно продвигались в депутаты, попадали в исполнительную власть, а вот ректоры там представлены не были.

Чуть ли не первой попыткой участия ректоров в выборах стало нахождение в партийном списке «ЕР» в Гордуму Валентина Найденко. Он находился на проходном четвертом месте, но буквально в конце выборной кампании скоропалительно скончался. В 2011 году в Заксобрание выдвигался новый ректор ННГУ Евгений Чупрунов. Многие были уверены, что он выиграет. Но его очень подвела налоговая декларация. Выяснилось, что у Чупрунова слишком высокие доходы для ректора госвуза. И не факт, что даже студенты и преподаватели голосовали за него. Хотя, с моей точки зрения, он был бы очень полезен в региональном парламенте.

Параллельно шло другое движения — представители власти, по сообщениям СМИ, пытались овладеть ректорским позициями. Ходили слухи, что тогдашний депутат Заксобрания Александр Сериков претендовал на пост ректора строительного университета, а минобразования Сергей Наумов якобы очень хотел стать ректором в педагогическом университете. У них ничего не вышло.

Но несмотря на проигрыш Чупрунова, джина из бутылки, похоже, выпустили. Ректоры вузов стали популярными людьми, которые интересны широкой публике. О них охотно пишут не только в общественно-политических ежедневниках, но и глянцевых журналах. Одна из ярких фигур — это, безусловно, Роман Стронгин (сейчас — президент ННГУ). Он и стал локомотивом, который тащит ректоров в политику. Ясно, что у некоторых из них отличные перспективы в политике.

Чуть ли не на первое место можно поставить ректора НГТУ Сергея Дмитриева. Он говорит о себе: «Сегодня совмещаю в себе функции администратора, политика, управленца и ученого». Заметьте, ректор априори и политик. Также в СМИ Дмитриев открыто заявил: «Я бы хотел попробовать себя в политике. Без политики сегодня вообще нельзя. Человек, ректор, если он в политических рядах не общается, не добьется того, что нужно университету. Не знаю. Хочу попробовать». А ведь политех — мощная машина, которая имеет мощный имущественный комплекс, ведет строительство. Там десятки тысяч студентов и сотни преподавателей. Интересна фигура нынешнего ректора педагогического университета Александра Федорова. Он пока не говорит о политической карьере, но ясно, что фигура яркая, каких мы в представительных органах еще не видели.

В обществе образ ректора меняется. Кто-то считал их завхозами, кто-то — аполитичными учеными, которые не вылазят из своей скорлупы. Сейчас это уже не так. Теперь ректорство не является тихой гаванью для отставных политиков, которые выпали из обоймы. Под которых недавно создавали ООО «Университет» или ООО «Академия» с юридическим адресом в квартире многоквартирного дома. Сейчас ректоры новой волны котируются на уровне бизнесменов выше среднего. У них зачастую есть околонаучный бизнес.

При этом мы видим, как за последние годы во власти произошла зачистка от бюджетников, в особенности от медиков. Из-за дороговизны лекарств, скрытой или явной стоимости настоящего здравоохранения? Те же аргументы будут широко использоваться и против ректоров. Высшее образование стало уже не просто платным, но и дорогим, а вот качество образования, мол, страдает. Но если мозги не перекочуют во власть — прорыва в модернизации, инновационном развитии, коммерциализации научных достижений не будет.

Нужно грамотное лобби.

Научно-консультативные советы — это хорошо, умные ректоры при губернаторе — тоже. Но это низкий КПД лучших мозгов области. Если уж такая проблема для ректоров попасть во власть, то может, пойти по пути двухпалатного представительного органа власти? Если не ошибаюсь, такой опыт есть не только на федеральном уровне, но и в ряде субъектов.

Ректоры могли бы занять ведущее место в Верхней палате, аналоге Совета Федерации. Там бы действовали не партийные подходы, а превалировали бы действительно общественные интересы, выраженные напрямую. Нужен мозговой штаб, а не палата лордов. Это был бы заказчик законодательства, которое бы стимулировало модернизацию, инновационное развитие. Сейчас такого заказчика не видно. В том числе и на областном уровне. Другими словами, именно ректоры могли бы заказать научно-техническую революцию и принимать выполненную работу.

Виктор Деменев