12-07-31

Общество

Реквием по технарям

Грамотных специалистов, выпущенных до ЕГЭ, в Нижегородской области можно пересчитать по пальцам

Один мой приятель недавно женился, но с женой совершенно не живет. Нет, он ее любит, просто совсем не бывает дома, так как работает программистом, и никто кроме него большую часть работы делать не умеет. Cовременные нижегородцы просто разучились думать.

Павловским школьникам запрещают выбирать ЕГЭ по физике — преподаватели не уверены, что смогут их подготовить

Однажды будущая свекровь спросила, кто мои родители, и я так растерялась, что смогла ответить только «инженеры». На это она сказала: «Да, это понятно, мы все инженеры, а чем каждый из них занимается?»

Для людей старшего поколения инженер и впрямь что-то само собой разумеющееся. Примерно как менеджер для нынешней молодежи. Родители никогда не объясняли мне, почему, например, надо менять летнюю резину на зимнюю, как ведут себя на холоде капроновые колготы, почему горячий язык насмерть прилипает к холодным качелям, и почему мыльные пузыри лопаются, когда к ним прикасаешься. Это было для меня очевидно с самого детства. Сопротивление, трение, тяготение — все это было частью моей жизни, хотя школа у меня была самая обычная, а физику и химию я всегда недолюбливала. Мне непонятно, как так случилось, что современные студенты всего этого не знают и главное совсем не хотят знать. Хотя нет, вполне понятно.

***

Когда вводили единые государственные экзамены, умнейшие люди страны, среди которых был и ректор МГУ Виктор Садовничий, протестовали, стояли до последнего. И в итоге отстояли право принимать студентов только по результатам вступительных экзаменов, результаты ЕГЭ не играют решающей роли при поступлении в МГУ и СПБГУ.?Так что 100?балльникам врут, когда говорят, что они могут поступать в любой вуз страны. То есть они, конечно, могут, но в этих двух университетах все равно придется сдать дополнительные экзамены, чтобы комиссия видела, что абитуриент не натасканная мартышка, а мыслящий человек.

Если помните, сам Садовничий неоднократно приводил в пример себя. Когда он поступал в тот же МГУ, забыл одну формулу и вывел ее самостоятельно прямо при комиссии, чем и решил свою судьбу. А было бы тогда ЕГЭ, не успел бы и, возможно, провалился бы. А скольких талантливых ребят оно проваливает сейчас? Отбивает всякую охоту учиться? Лишает веры в себя?

***

Впрочем, на эту тему написано уже много статей. Защитники обезьяньей системы приводят только два несостоятельных аргумента: абитуриенты не тратят лишних нервных клеток (а можно было бы, ибо они и в учебе-то не слишком напрягаются) и такая система давно практикуется за рубежом.

Удивительно, но самый адекватный набор предметов, необходимых для сдачи по системе ЕГЭ, требуется при поступлении в… семинарию. Эти ребята сдают математику, русский язык и историю. По сути, чуть ли не самые главные предметы, но с таким набором, как ни странно, никуда больше не поступишь. Везде нужно обществознание (тот еще гибрид).

Вывод, к которому пришли уже сотни людей до меня, напрашивается сам собой: государству не нужны умные, образованные люди, а нужны мартышки, которым лень прочитать, что такое гражданские права, поэтому им должны преподавать это в школе вместо нормальных предметов. А то, что государству, мол, нужны здоровые граждане, и поэтому в школах увеличили часы физкультуры, — полная ерунда. Повышению здоровья школьников будет способствовать формирование негативного отношения к сигаретам, алкоголю и наркотикам и пропаганда здорового образа жизни, а не наматывание кругов по пыльному школьному спортзалу. утром школьников заставляют бегать и прыгать в учебное время, а днем, когда старшеклассники освобождаются, по Большой Покровской начинают ходить красивые молодые люди с дорогущими планшетными компьютерами, предлагающие попробовать новый сорт сигарет известной марки… Вот если бы они с велосипедами туда-сюда ходили или на худой конец на роликовых коньках катались…

***

Впрочем, вернемся к образованию. Кризис потихоньку заканчивается, страна строится, иностранные инвесторы наконец-то поняли, что у себя все построено и рабочая сила дорогая, а в России — еще не все и дешевая, и подтянулись в частности в Нижегородскую область. А работать тут, оказалось, некому. Рабочих нет — одни инженеры. Заводы наши захерели еще в прошлом веке, люди, которые работали на тех мощностях, уже повымерли, а молодежь вся поголовно хочет быть бизнесменами, а не какими-то работягами. С одной стороны, бизнес — это прекрасно и для государства выгодно, так как пополняет казну за счет налогов. С другой стороны, инвесторы топают ногой: давай рабочих. А времени ждать нет, повышать престиж рабочих специальностей дорого и долго. Поэтому правительство, как всегда, принимает самое варварское решение: вместо того чтобы заманивать молодежь в училища и колледжи, их туда запихивают, толкают.

Нормальное школьное образование получить невозможно, ЕГЭ сдается абы как по самым простым предметам, чтобы не рисковать, на количество вузов, в которые можно подавать документы, наложено ограничение, и в итоге в университет или академию поступить нереально, и часть выпускников вынуждена идти в училища, техникумы и колледжи, куда поступить значительно дешевле и проще.

Эта система имеет ряд преимуществ: быстро куются рабочие кадры, быстро пополняются ряды военнослужащих, исчезают лишние экономисты-юристы. Но минусы перекрывают все эти положительные частности, ведь помимо тех ужасов, которые я уже перечислила, бурным цветом расцветает коррупция. Я не говорю, что мухлюют с результатами госэкзаменов, при таком школьном образовании это и не требуется. Но вот только за каких-то несколько жалких лет в стране появился новый класс преподавателей, которые специализируются только на подготовке школьников к ЕГЭ, а это то же самое, что тренировать людей проходить тесты на IQ.?Видов заданий не так уж и много, а принцип один и тот же, можно научиться щелкать такие задачки, как орешки, но кого ты ими обманешь, если результаты будут свидетельствовать только о способности решать такие задачи, а не об уровне интеллекта отдельного человека.

***

Первыми забили тревогу технические вузы, которые почуяли, что скоро им придется либо сокращать число мест, либо брать дурачков. Об этом прямо заявил проректор по учебной работе НГТУ Евгений Ивашкин в июле. Руководство вуза заметило, что нижегородцы в последние годы не особенно рвутся в политех, и стало выяснять, с чем это связано. А причина оказалась простой до абсурда: физика — слишком сложный предмет, выпускники просто не хотят его выбирать.

Впрочем, кое-где, по словам того же Ивашкина, все даже хуже: «Чтобы преподавать физику, нужно специальное оборудование, макеты, приборы. Поэтому зачастую школы предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления. Пока нас спасают только специализированные лицеи. В основном благодаря им, в этом году физику в качестве ЕГЭ выбрали 4,5 тысячи человек, а естествознание — 4 тысячи. Но ведь одних лицеев недостаточно, с кем же мы будем поднимать промышленность?» «В Павлово школьникам просто запрещают выбирать ЕГЭ по физике, потому что у преподавателей нет уверенности, что они смогут подготовить учеников. Школы трясутся за свои показатели, никто не хочет, чтобы они снижались из-за физики»,?— причитает Ивашкин.

***

Тревогу бьют не только вузы, но и работодатели. Вернемся к моему знакомому программисту, с которого началось повествование. У него сейчас несколько успешных проектов, одна из фирм занимается составлением и программированием опросников для определения критериев популярности фильмов для современной зарубежной аудитории. Нижегородцы этого делать пока не умеют, поэтому на обучение каждого сотрудника, у которого, заметьте, уже есть профильное образование, все равно уходит до месяца. Деньги мой знакомый платит хорошие, но укомплектовать штат полностью никак не может, поэтому вынужден ночевать на работе, исправляя ошибки за сотрудниками и доделывая их работу.

Грамотных специалистов, выпущенных в большой мир до ЕГЭ, в Нижегородской области можно пересчитать по пальцам, а те, которые еще учатся или выпускаются сегодня, по его словам, «какие-то тупые». Их, конечно, тоже приходится привечать, но только от безысходности и из экономии времени. «Лучше-то я вряд ли найду, а на обучение каждого нового нужно время, да и высокий результат мне никто гарантировать не может. Неусидчивые они все какие-то, и такое ощущение, что логики лишены напрочь»,?— сетует он.

***

А ведь IT сегодня чуть ли не самая востребованная отрасль, специалисты нужны, как воздух, а откуда бы им взяться, если в школах не преподают физику, а в вузах учат дурачков. Мнение о том, что студенты поглупели, мне регулярно приходится выслушивать от преподавателей самых разных вузов. Долгое время казалось, что всему виной проблема отцов и детей, мол, старшему поколению всегда кажется, что в их время и небо было синее, и люди умнее.

Оказалось, ничего подобного — глупость ни что иное, как следствие адаптации человеческой особи к современным реалиям. Это не я сказала, это точка зрения дарвиниста с мировым именем Александра Маркова. В одной из передач на телеканале «Культура» он недавно заявил, что с каждым последующим поколением мозг человека становится все меньше, и это нормально. Максимально большим мозг был у людей XVII века, потому что им много всего нужно было открыть и изобрести, а если и не изобрести, так подготовить для этого почву. Сегодня человек ничего не изобретает, а только потребляет. Нашему современнику требуется всего лишь научиться пользоваться благами цивилизации, а это, согласитесь, куда проще, чем придумывать все с нуля. А тем временем мозг человека очень энергозатратная штука, вот он и уменьшается от поколения к поколению из экономии и во имя выживаемости вида.

Так что не все так страшно, с точки зрения эволюции и вселенной наша глупость и духовная нищета — несомненный плюс. И Дарвин наверняка бы отблагодарил наше правительство за то, что всячески способствует эволюции.

Вероника Щедрина