12-08-17

Общество

В блоге Бога нет

В этом году я ждала приезда патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с огромным любопытством. Мне было интересно, как изменились нижегородские верующие с прошлого года, кто с радостью встретит патриарха, а кто будет искать глазами на его запястьях часы. И еще было интересно, найдется ли среди нижегородских журналисток сумасшедшая, которая покажет святому отцу грудь.

В Дивеево в 5 утра отправилось огромное количество нижегородских журналистов. Настолько много, что возникло сомнение, есть ли в регионе вообще столько разных СМИ. Двумя днями раньше в Киеве стряслась совершенно нелепая и грязная история, набравшая уже миллион просмотров на Youtube. Активистка движения FEMEN под личиной журналистки местного отделения «Вестей» встретила патриарха в аэропорту, содрала с себя майку, трясла перед ним сиськами и кричала «изыди». На спине у нее красовалась надпись: «Kill Kirill».

Событие, безусловно, громкое и яркое, но вас удивит, насколько мало оно освещается в СМИ и как мало о нем говорят в принципе. Если вбить в поисковик «Кирилл Киев», то первые 15 ссылок будут содержать информацию только о проповеди патриарха. Ситуация начнет меняться, только если вбить в строку поиска «Кирилл Киев активистка» или «Кирилл Киев журналистка», тогда вылезет искомое. Почему так? Стыд, как известно, чуждое интернету явление. Возможно, здесь подсуетился кто-то могущественный, а тот, кто обычно возмущается по подобным поводам, в этот раз не набрался наглости. Начнем с начала — кто такие Femen. Это украинские студентки и школьницы, общим числом около десяти, которые выражают свое неочевидное мнение по разным неочевидным поводам. Не то чтобы я была предубеждена против школьниц и студенток, но прекрасно помню, что в 16 лет мне было искренне непонятно, почему подростку нельзя баллотироваться в президенты, и только потом, когда начинает расти мозг, понимаешь, что и впрямь нельзя. Так вот эти девушки, члены феминистического движения, (заметьте, не феминистского, все феминистки быстро от них открестились) выражают свой протест против разных социальных явлений путем обнажения груди. Метод этот уже прозвали радикальным эксгибиционизмом. Таким образом они уже протестовали против власти Ющенко-Тимошенко, против сексуального насилия и проституции. С тем же успехом было бы носить по улицам голых детей, протестуя против педофилии. Словом, методы у активисток однообразные, а точнее вообще один — глупый, но зрелищный. Так вот сегодня они таким же образом протестуют против православной церкви в лице патриарха Кирилла. Только теперь еще и угрозы прибавились, если «изыди» еще можно считать каким-то экстравагантным способом самовыражения грудастой студентки, то пожелание смерти и призыв к убийству — это уже статья. Ну, как статья… абсурд какой-то. Лучше и умнее, конечно, скрутить, выгнать из аэропорта и забыть, как в общем-то, и было сделано. Это самое мудрое решение, чтобы не возникло повторения истории с Pussy Riot. Поэтому лучше расценивать это как экстравагантную глупую выходку хулиганки. Потому что иначе не получается, иначе взорвется мозг. Сами посудите: стала бы нормальная женщина обнажаться при большом количестве народа? А в присутствии пожилого человека? А в присутствии большого количества народа и пожилого человека, которого она так ненавидит, что желает ему смерти? Абсурд.

Сейчас девушка под административным арестом на 15 суток по статье «хулиганство», но ей может грозить и больше, так как хулиганство было совершено на режимном объекте — в аэропорту, и девушка подделала документ — удостоверение журналиста известного телеканала. Уверена, что и здесь найдутся те, кто обвинит во всем происходящем многострадальную РПЦ.

Словом, нет ничего удивительного в том, что Кирилл не захотел, чтобы в Ниже­городском аэропорту его встречали журналисты, а также отменил все пресс-подходы.

В Дивеево в этом году было все гораздо строже, чем раньше. Прежде журналистам разрешалось покидать ограждение, теперь этой привилегии их лишили. Пресса томилась всю службу под открытым небом и палящем солнцем. Но к чести организаторов надо заметить, что прохладная вода была без ограничений для всех. С другой стороны, никаких металлоискателей не было, сумки не проверяли, людей не ощупывали, то есть действительность оказалась намного дружелюбнее, чем можно было бы ожидать после происшествия на Украине и массированной пресс-атаки на всю православную церковь в последнее время.

Я внимательно осмотрела всех журналистов. Среди них было много тех, кого я видела в первый раз. Была парочка, которые реально могли бы содрать с себя кофты и обнажить грудь, но меня успокоило то, что кофты эти у обеих были на множестве пуговиц, такие просто так не расстегнешь.

Теперь о верующих. Многие были с детьми. Стояли на солнцепеке, но дети не плакали. Лица преимущественно были добрые и очень внимательные. Внутри ограждения рядом с журналистами стояли такие же набожные, а может, даже и похлеще, люди, но одетые раз в сто богаче. Особенно мое внимание привлекли три персонажа. Первый, покрытый медовым, явно нерусским загаром, в золотых перстнях, кротко фиксировал всю службу на свой iPad последней модели. Глядя на его лицо, я вдруг подумала, что, может, он и впрямь хороший человек. Два других персонажа были гламурными девушками, одетыми по последнему писку моды в длинные яркие плиссированные юбки, закрытые топы, подчеркивающие достоинства фигуры, и роскошные шали. Перед девушками стояли пакетики Dior, в подлинности которых сомневаться не приходилось, раз уж их хозяек пустили за ограждение. Девушки рьяно крестились, а в нужные моменты даже стукались лбами об асфальт.

Патриарх вел службу и, в отличие от губернатора, ни разу не убежал в тенек и не облокотился об алтарь. Проповедь, кстати, была очень интересной. В ней Кирилл даже упомянул трагедию в американском кинотеатре и высказал свои мысли по поводу активности в блогах.

Конечно, вся эта шумиха вокруг продажности РПЦ, которая развернулась в последнее время, была направлена в частности и на то, чтобы верующие, слушая проповедь Кирилла, думали о том, как это соотносится с его дорогими часами, медвежьей услугой его пресс-службы и прочим. И вспоминали Pussy Riot, конечно.

Вся эта пелена гнева, родом преимущественно из сети, застила всем глаза. История обросла слишком плотным коконом, чтобы до фигурантов и сочувствующих можно было бы достучаться голосом здравого смысла. Сейчас о панк-дивах отзываются преимущественно как о «бедных девочках», забывая, что хорошие девочки вряд ли назвались бы «Восстанием вагин» (это самая мягкая версия перевода). Девочки — глупые хулиганки, которые одной нелепой выходкой протащили в церковь политику, и понеслось. Когда я иду в церковь, мне не хочется встречать там панков в масках, мне не хочется видеть там Путина или голые сиськи украинских активисток. Но и их появление там я не буду рассматривать как апокалипсис, не буду заявлять на них в суд, обвиняя в том, что они оскорбили мои религиозные чувства. Здравомыслящий человек не должен видеть в этих акциях ничего, кроме нечистоплотного пиара. У Pussy очень плохая музыка, они не состоялись как музыканты, но любой начинающий тщеславный рокер с приставкой инди- или панк- многое бы отдал за такой пиар. За плохих музыкантов сегодня вступаются хорошие, но не очень умные западные музыканты. Не надо скрещивать веру, церковь, политику и пиар. Это разные вещи. И всем было бы лучше, если бы хулиганок оштрафовали на существенную сумму и отпустили восвояси.

Когда я слушала проповедь Кирилла, думала о том, что батюшка на дорогой машине это, конечно, не очень хорошо и не очень честно. Но это не мои деньги. Я не понимаю людей, которые придя в церковь, покупают самую дорогую и жирную свечу, думая, что получив ее, Бог быстрее простит им грехи. Я покупаю самую маленькую свечу и никогда не подаю бомжам с пропитыми лицами, которые так любят толпиться у церкви. Но зато, когда я вижу чиновника ЖКХ на дорогой машине, я понимаю, что как раз вот это мои деньги. Потому что за квартиру мы платим регулярно, а капремонт, который обещали провести в этом году, перенесли на неопределенный срок. И в этом большая разница. От часов, которые носит патриарх, мне ни тепло, ни холодно, потому что это, может, и имеет какое-то отношение к церкви, но никак не к моей вере. А от автомобиля, на котором ездит чиновник, мне действительно холодно, потому что из-за него в нашем доме может упасть балкон.

Проблема давно ушла из церкви в блоги, а в блогах, как известно, Бога нет. Но и искать там нечего. Вот в чем проблема.

дословно

Так говорит патриарх

«Материальное, инфраструктурное, социальное развитие, политическая стабильность в регионе идут рука об руку с развитием духовным… Нижегородская область очень динамично развивается. Я радуюсь тому, что материальное, инфраструктурное, социальное развитие, политическая стабильность в регионе идут рука об руку с развитием духовным. В этом году учреждена Нижегородская митрополия — это историческое событие. Владыка митрополит Георгий много трудов положил и полагает для процветания церковной жизни в регионе. В области рукоположено два архиерея, еще один будет рукоположен. Таким образом, Нижегородская область — один из самых церковных регионов — получает структуру, опираясь на которую можно динамично развиваться дальше… Я благодарю губернатора области за его труды, за содействие в паломничестве на протяжении пяти лет. Существует замечательный палаточный лагерь, где паломники обеспечены питанием, медобслуживанием. Безопасность, санитария поддерживается на должном уровне. Я думаю, что пример паломничества в Дивеево — ноу-хау, которое здесь отработано, — может и должно быть использовано в других регионах нашей страны, где существует массовое паломничество… Знаком моего искреннего выражения и признательности к губернатору явилась награда — орден Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского I степени, которую я ему вручил».

Вероника Щедрина