12-08-24

Культурный слой

Иван Филонов: «Чего нет — про то и пишем»

В Нижнем Новгороде немало групп-невидимок, которые редко появляются на публике, но творчеством занимаются весьма активно и имеют внушительную альбомографию. Взять, к примеру, инди-проект Ивана Филонова «Мунго Парк» — ребята не только песни записывают, но и хоум-видео. Проект зародился в недрах местного театрального училища в 2007 году. Тогда Филонов писал тексты песен и отвечал за звук и оформление. Но со временем стал писать и музыку и вообще стал лидером коллектива. Стилистически «Мунго Парк» приближается к пост-панку, хотя сам Филонов считает, что группа играет поп-рок. Имеется у Филонова и сайд-проект «Alone In The Light», выпускающий электронику в диапазоне от эмбиента до транса. Что приятно, несмотря на немалое количество англоязычных песен, «Мунго Парк» часто поет и на русском, к тому же не брезгует протестной социальной тематикой. С этого мы и начали разговор с Филоновым.

–Все же по большей части нас занимает сама музыка — в политике мы как люди творческие ни черта не понимаем. Но остросоциальные темы, конечно, любим. Взять треки «Единая Россия» или «Обыватель 2000». Из нового — «Идеальная жизнь», про моральный и нравственный распад человека в условиях современного рынка.

— И что ты думаешь о нравственном распаде человека?

— Нравственный распад? Это когда человек теряет романтику в жизни, теряет желание совершать интересные поступки. Начинает жить в режиме работа-дом-работа-дом, пятница-развлекалово, любовницы-пьянство, общение в сети вместо живого, стремление к наживе, жадность, коррупция, насилие с экрана и в жизни. Стиль жизни, как в Древнем Риме, — хлеба и зрелищ!

— Какие поступки тебе кажутся интересными? Какие из них ты сам совершаешь?

— У меня все развлечения на грани экстрима — прыжки с парашютом, паркур. Или акции протеста, граффити в неположенных местах. Да и просто иногда заносит в опасные районы, без этого никак. Иногда всей группой участвуем в перфомансах, что друзья придумывают. Главное, чтобы все это создавало нужные впечатления.

 

Эй, родители, послушайте сюда,

Ваши дети — это просто беда.

Они давно уже нюхают спиды,

Без них жить не могут как без воды.

А вы сами — на чем вы сидите?

Пялитесь в телик, когда едите?

Кредиты, налоги уснуть не дают?

ОСАГО и КАСКО зарплату сожрут.

Отнимут квартиру в залог

под проценты

Поставят на счетчик,

не оставят ни цента.

Сядь, успокойся, здесь только ты,

Дети в школе, там нет наркоты,

Все хорошо, и кризиса нет,

Это страшный сон, а на улице лето.

Ну же спокойно, не надо бояться,

В партии власти все к миру

стремятся.

Почувствуй себя богатым и сильным,

Вступай быстрее в «Единую Россию».


— Давай о песне «Единая Россия». Как возникают подобные вещи? С бухты-барахты?

— Самые интересные песни — всегда протест. Протест элитарного против массового. В последнее время хочется протестовать в духовном плане, на дворе уже XXI век, а люди и привычки — из века прошлого. Новое поколение желает свободы, наркотиков, любви, уважения и, конечно, понтануться. Про это сейчас все песни. Но мы смотрим на то, что вокруг происходит, с иронией. А если получается — с сарказмом. Например, «Единая Россия» — чистая импровизация. Бит — так вообще был за полчаса собран.

— Если нет концертов — что вас стимулирует двигаться дальше, сочинять и писаться?

— Да, в основном по домам с лэптопами работаем. А стимулирует отсутствие чего-либо в жизни. Чего нет — про то и пишем.

— Как это?

— В раннем творчестве мы писали песни про неразделенную любовь. И до недавнего времени эта тема была основной. Сейчас — про отсутствие нормальной личной жизни, своего дома, какой-то стабильности. Нет ощущения, что ты кому-то нужен. Или пишем про те впечатления, которые мы получаем, — поездки, частая смена обстановки, чемоданное настроение. Хорошо написать песню о том, что очень раздражает, потом раздражение уходит — а песня остается. Все, кто занимается созданием чего-либо, сравнивают себя с более выдающимися личностями в этой области. Начав писать песни, я обнаружил, что одни получаются в духе романтиков от поп-рока — «Зверей» или «Токио», другие — a-la «Танцы минус» и «Сплин». Но иногда получаются песни, явно напоминающие того же Нойза МС, особенно ранние записи. Пока не получается создать уникальное звучание группы — опыта, наверное, маловато. И когда сочиняется песня, ни на что непохожая, это радует!

— Но я не нахожу ничего даже отдаленно напоминающего упомянутые команды. Вокал слишком ломкий, непоставленный — поэтому по-любому сносит в панк-рок. Разве нет?

— Да? А сами мы абстрагируемся от панк-рока. Вообще его в данный момент не слушаем. Скорее все-таки мы — поп-рок, просто такой сырой и неотшлифованный. Кстати, году в 2009-м часть «Мунго Парка» откололась и ушла в коллектив To be continued, который как раз играл панк-рок. Оставшись тогда втроем, мы стали больше уделять внимания психологической стороне звучания.

— Что такое психологическая сторона звучания? Может, психоделическая?

— Нет, нас интересовала именно психологическая сторона звучания. Как звук, сочетание звуков или даже полный шум влияют на человека. Какие ассоциации они вызывают. Собственно, это даже не совсем музыка — а эмбиент, как у Брайана Ино. Но это я говорю о нашем электронном проекте Alone In The Light, который уже закрыт за ненадобностью.

— А судьба самого «Мунго Парка»?

— Тоже я бы сказал — под вопросом. Концерты сейчас редки, потому что все участники группы заняты на основных работах: барабанщик — звукорежиссер на радио, гитарист работает шеф-поваром. Да я и сам в рекламе весь кручусь…

Вадим Демидов