12-08-24

Общество

Овощи против зомби

Вслед за «пусси-бунтом» чиновничье-церковное братство решило запретить и «парад зомби». От греха, видимо, подальше

Чиновники городов России по легкому мановению церковной руки бросились строить препоны организаторам традиционных и абсолютно безобидных парадов зомби. Нижний Новгород, увы, не стал исключением.

Второй парад зомби должен был состояться в Нижнем Новгороде 26 августа, то бишь в ближайшее воскресенье. Весёлые девчонки и мальчишки, разукрашенные и забинтованные под безмолвных героев многочисленных фильмов и игр, прошлись бы себе по Большой Покровке, попугали, а скорее, повеселили бы себе народ. Тот, в свою очередь, авось подумал бы, что день прошел не зря, что в кои-то веки прогулка сегодняшняя отличалась от таковой же вчера, на прошлой неделе, на позапрошлой и т.д. и т.п. А суровым понедельничным утром люди рассказывали бы непроснувшимся еще до конца коллегам по работе, что в самом центре города видели не кого-нибудь, а настоящих «зомбей». «Выпиваешь что ли? — подумали бы коллеги по работе. — Приснится же такое. В Нижнем Новгороде, да парад? Если только на 9 мая, и то — военной техники…»

Формально, с чиновничьей точки зрения, ничего вопиющего не произошло. Организаторы парада подали заявку о его проведении всего лишь (!) за полтора месяца до даты. А этого, как выяснилось, недостаточно. Ибо, чиновники — люди деловые, им заявки читать некогда. Поэтому администрация Нижнего Новгорода настаивает: мы, мол, не запрещали проведение парада, мы эту заявку даже и не рассматривали. Только вот государство у нас (а муниципалитеты, увы, остаются частью государственной вертикали власти) хоть и мегазабюрократизированное, но уж точно совсем-совсем не формальное. Законами да нормативами у нас вертят, как в Таиланде какой-нибудь дешевой проституткой.

Еще одно увы — в Нижнем Новгороде уже давно ничего нового не происходит априори. Это когда-то кем-то по какому-то недоразумению мы считались столицей реформ и местом, где апробируются идеи. Я жил в те времена, но уже и не помню, почему такая молва сложилась о городе. Сейчас времена другие. Сейчас мы предпочитаем затаиться, посмотреть, что вокруг да около, а потом уже сделать выводы и принять решение. Якобы самостоятельное, но на самом деле, ох какое конъюнктурное: узнать, кого за что хвалят, а кому за что вваливают, и, оберегая свою головушку, пойти по первому варианту.

Ровно за две недели до несостоявшегося «парада зомби» в Нижнем Новгороде аналогичная акция, несмотря на запрет, прошла-таки в Омске. И тут было чуть ли не как в «Обители зла»: мертвячину поразгоняла полиция. Ибо, выражаясь словами мэра Омска Вячеслава Двораковского, «праздность — питомник дьявола». А натолкнула городского главу на размышления о Сатане… кто бы вы думали? Русская Православная Церковь. Ведь именно омская епархия так настойчиво требовала парад зомби в городе запретить.

Что бы там кто ни говорил, но лично я убежден: нижегородские живые покойнички пострадали не столько от администрации города, сколько от епархии, имеющей на эту администрацию огромное влияние. Ну не пришло бы в голову чиновникам запрещать эту шутливую акцию. Скорее, наоборот — еще и в план департамента культуры поставили бы: делать ничего не надо, помощь оказывать не требуется, а в плане — галочка. Мол, работаем. Не зря место на Покровке занимаем, мол.

В коридорах пятого корпуса Кремля версию о епархиальной руке стыдливо подтверждают. Ну не ругаться же им, ну не идти же против митрополита, традиционно входящего в пятерку самых влиятельных людей Нижегородской области во всех возможных рейтингах (и зачастую, кстати, опережающего и главу города, и главу администрации)? Ну, наверное, не ругаться. Только, может быть, тогда именно Церковь будет избирать депутатов гордумы, которые будут определять главу города, который будет подписывать контракт с главой администрации? А? Нет?

Вообще-то, я планировал написать колонку о прямых выборах мэра. Но вы-то понимаете, что и я о том же. Ибо какая разница, как выбирать, если бюллетени в урну кладут одни, а влияние на победителя оказывают другие? По мне — так никакой. И никакой разницы нет в том, как зовут мэра города. Разница лишь в том, каким является город Нижний Новгород.

А действительно — каким? Городом церквей, храмов, крестных ходов? Городом истории и традиций? Городом высокой морали и нравственности? Не вопрос. Но как-то всё это словесное лебезение перед историей в целом и православной церковью как ее частью совсем-совсем не сочетается с абсолютно аморальным изнасилованием исторического облика города. Нижний Новгород со всей его историей, простите, уже давно трахнули.

Или, может быть, Нижний Новгород — это европейский город, которому не так уж и много лет и который рассчитывает жить настоящим, а не прошлым? Не разрушая при этом ни то, ни другое? Чисто теоретически — да. Ведь смотришь на карту мира, находишь Нижний Новгород — и видишь, действительно, Европа. А выходишь на улицу, где никогда ничего не происходит, разве что горит очередная вековая деревяшка, и как-то сомневаешься в грамотности составителей атласа. Как-то непохоже. И уж кому, как не нашим воевропленным руководителям города, это знать.

Ах да, мы еще город метро! Город непостроенного стадиона! У нас цирк есть! И — внимание! — канатная дорога! Вот спасибо так спасибо. И за автобусы, и за трамваи, и за троллейбусы. И за то, что стали более лучше одеваться. Это ж так неестественно, это же заслуга, а не ваши прямые обязанности…

Так и представляю себе диалог:

— Вы кем работаете?

— Я — мэр города.

— Здорово! А что у вас происходит?

— А ничего.

— А что будет?

— А ничего.

Вот это амбиции! Вот это заявочка на будущее!

Правда, даже мертвые с косами долго в тишине не стоят. Людям не может быть скучно постоянно. Если их не развлекать и не занимать, они начнут это делать сами. И, сколько их не зомбируй, возьмут как-нибудь, да пойдут овощи пожирать. Со скуки. Да еще, как в той игре, в поиске мозгов. Представляете, каково будет удивление, когда их вдруг и не окажется?

Максим Калашников