12-09-14

Политика

Гордума в расход

Спикер Олег Сорокин начинает борьбу с непослушными депутатами

Городская дума Нижнего Новгорода начинает новый депутатский год, то есть открывает сессию 2012–2013. Самое время поразмышлять о политической температуре по городской представительной палате и о судьбе, которую, судя по всему, готовит депутатам их предводитель Олег Сорокин.

Глядя на списки депутатов Городской думы, понимаешь, что это скорее клуб миллионеров, нежели орган, представляющий интересы простых горожан. Тут слабо действует партийная дисциплина — важен масштаб бизнеса, из которого проистекает авторитет депутатов, их влиятельность. Строго говоря, в Городской думе одна партия — партия капитала. И совершенно логично, что возглавляет клуб один из лучших представителей этой партии — Олег Сорокин.

Кстати, стоит отметить, что послушная и дисциплинированная Городская дума нужна самому важному политику в регионе — губернатору. Когда на кону стоит вопрос смены зонирования земельных участков, что необходимо в том числе для рассадки инвесторов по Нижнему Новгороду, — Гордума превращается в крепость и держит оборону. К сожалению, отнюдь не всегда следуя интересам города и горожан, а зачастую защищая только собственные бизнес-интересы. Тогда взор губернатора обращается в сторону вождя «краснокожих» — спикера Сорокина, в чьи обязанности как раз входит обеспечение покоя и тишины в представительном органе, а также его лояльность органам вышестоящим.

Но вот неприятность: обнажается правда жизни — глава МСУ и спикер Городской думы Олег Сорокин не контролирует своих коллег. Кто-то говорит, что у него недостаточно инструментария, кто-то утверждает, что господин Сорокин слишком жаден, ведь даже мэр Вадим Булавинов знал, когда и кому можно бросить кость, чтобы получить результат. В итоге глава МСУ выглядит слабым звеном в цепочке «губернатор — городская дума». Актуальный для регионального правительства вопрос по парку Пушкина, в котором будет строиться новый оперный театр, не решается, и спикеру Гордумы проще рассказать о неуправляемости городского парламента: мол, просил их голосовать, но безуспешно.

Что остается губернатору? Поставить прочерк в клеточке, где должен быть результат. Интересно, а глава региона пробовал анализировать итоги голосования, которые интересны самому Олегу Сорокину? А стоило бы. Увидел бы много интересного.

Помните, как Сорокин был жесток с депутатским корпусом, когда был сорван кворум? Речи для прессы о том, как депутаты подвели его, «ползавшего на брюхе по высоким московским кабинетам», были эффектны. Похоже, за кулисами представления остались настоящие причины — очень нужно было подвинуть из парка Швейцария чужого ему инвестора.

Разумеется, Сорокина не устраивает такое положение дел. Он понимает исходящую от неконтролируемой Гордумы опасность для своего бизнеса и политической карьеры. Поэтому Сорокин анализирует ситуацию.

Глава МСУ уже проанализировал состав нынешнего городского парламента и наметил перемену состава. Олегу Сорокину не работается с депутатами, которые избирались еще при Вадиме Булавинове, он дорого заплатил за их лояльность — это ведь не коллектив политически неграмотных бюджетников. Теперь Гордума знает себе цену, и любой разговор об интересах натыкается на необходимость подмазать (в смысле «а то не поедешь»). Сорокина это не устраивает. Говорят, существуют даже некие «сорокинские списки» — перечень фамилий депутатов, имеющих шанс переизбраться, и перечень тех, кто будет вычеркнут. Первые получат всестороннюю поддержку за свою лояльность, а вторые, скорее всего, наткнутся на сильного соперника или вовсе потеряют округ, а при сопротивлении — и деньги. И второй список явно длиннее первого.

Кто может прийти в Городскую думу вместо нынешних неуправляемых самостоятельных депутатов? У Сорокина есть два плацдарма, из которых он уже черпал ресурсы, — это родственники и подчиненные. И теми, и другими проще манипулировать — они дешевле, поэтому нынешние депутаты Городской думы вполне могут ожидать такого поворота событий. Уступить округ тетушке, шурину или племяннику — это ли апогей политического провала для любого уважающего себя депутата Городской думы? Не исключено, что сорокинские планы получат активнейшее сопротивление, а учитывая, сколько нужно ресурсов, чтобы покрыть округа, можно сказать, что родня и персонал окажутся зашитыми в партийные списки. Те, у кого есть бойцовская закалка, есть и все шансы попасть в Гордуму и оказаться в рядах не представительного органа, а по сути на семейных или корпоративных посиделках. А есть еще и большой плюс вовсе не финансового характера в смене состава Гордумы — Олегу Сорокину будет лучше, если с политической арены исчезнут те, кто слишком много знает о его «истории успеха».

Возможны ли внутренние договоренности? Возможно, те, кто верил в них, перешли в разряд «иных уж нет, а те далече» в политическом и прочем смысле. Эксперты и политологи не раз отмечали, что договариваться с Сорокиным очень трудно — он не любит, когда его ставят перед выбором и заговорщически подмигивают, не любит, когда просят денег или помощи. Практически нет примеров выполненных договоренностей.

Наверное, поэтому у него совсем нет команды, людей, которые подставили бы плечо. Он знает, что умение дружить имеет другую сторону — у него перед глазами история Вадима Булавинова, которого продала его же Городская дума. Сорокин так погореть не хочет, он не может упустить власть, которая является гарантом сохранения бизнеса и состояния. Поэтому он пустит депутатский корпус в расход.

Что делать депутатам? У них нет программ вроде булавиновской «Город-сад», о результатах которой было так приятно отчитываться перед избирателями своего округа. Сейчас львиная доля благоустройства проводится на Мещерке — туда тянут метро, там планируют строить футбольный стадион к Чемпионату мира по футболу. Если случатся еще какие-то денежные ливни и мегапланы — они пройдут там же или по адресу другого микрорайона, построенного сорокинскими компаниями.

Сорокин, видимо, не понимает одного — при всей разобщенности нижегородской элиты, есть темы, которые способны ее сплотить. И инстинкт самосохранения — одна из них. Весь бизнес не сломать, всех не посадить — элита окажет сопротивление. И это будет замечательная бесплатная возможность для оппонентов Сорокина, среди которых он рискует увидеть и губернатора, который не может без шума и пыли провести через Гордуму нужные региону решения.

Поэтому есть подозрение, что в наступившем депутатском сезоне стоит ожидать сплочения депутатов вокруг фигуры сити-менеджера Олега Кондрашова и их отток из лагеря Олега Сорокина. Останутся только те, кто по должности должен быть в сорокинской команде — председатели комиссий и заместители. Да и то далеко не все из них могут дожидаться выборов в зоне комфорта — договоренности всегда могут быть объявлены вне. У элиты не так много времени, чтобы «обезоружить» главу МСУ. Механизмы этого процесса могут быть как внешние — срыв кворума, отказ голосовать «как надо», так и внутренние — например, заключение временных политических союзов. И Олегу Сорокину стоило бы подготовиться к этому.

Денис Никифоров