12-09-15

Политика

Книга жалоб

Когда возбуждается уголовное дело против серьезной чиновничьей фигуры, сразу возникает вопрос, кому это выгодно. На него не всегда можно быстро ответить, и куда проще сослаться на политическую версию дела. Например, вокруг дела главы Канавинского района Николая Сатаева уже просматриваются коррупционные и национальные мотивы.

Политическую составляющую в уголовном преследовании Николая Сатаева никто не сбрасывает со счетов. Мы уже не раз видели противостояние политических группировок с привлечением силовиков. В 2008–2010 годах на встречных курсах атаковали друг друга прошанцевские и антишанцевские силы, возбуждались уголовные дела против министров областного правительства и против высокопоставленных сотрудников администрации Нижнего Новгорода. Генералы оказались заложниками процесса политической борьбы до победного конца: они могли общаться с двумя лагерями одновременно и заверять в лояльности, однако все же иногда вели собственную игру. Не исключено, что ситуация повторяется.

Не секрет, что Канавинский район Нижнего Новгорода — самый многонациональный в Нижнем Новгороде: многочисленные диаспоры ведут тут свои торговые дела и развивают бизнес, зачастую пользуясь для улаживания вопросов связями во властных и правоохранительных структурах. Однажды Николай Сатаев рассказал примечательную историю о том, как работает национальный бизнес. Он попал в состав делегации, которая посещала Азербайджан. В последний день визита гостям была обещана встреча с первым лицом государства, но в итоге речь произносил кто-то из его окружения. Зал скучал и дремал, а некоторые участники делегации активно общались с представителями принимающей стороны. Николай Сатаев тоже решил развлечь себя беседой, представился и к своему удивлению получил в ответ: «А мы знаем о вас практически все!» С тех пор, по собственному признанию, Сатаев больше не рассматривает восточных бизнесменов как простых торговцев: они умеют собирать информацию и активно пользуются связями не только на местах. Давно перестало быть тайной, что кавказская торговая мафия имеет трогательные отношения с местными правоохранителями. Так с кем же у Сатаева вышел конфликт?

Действительно ли конфликт случился между главой районной администрации и владельцем сети заправок Алексеем Краевым? Правоохранители обратились через СМИ к предпринимательскому сообществу с призывом изложить жалобы на главу района. По некоторым данным, в правоохранительные органы поступило около 10 заявлений и якобы более половины из них — от бизнесменов азербайджанской и армянской диаспоры. Все помнят тяжелый конфликт районных властей с предпринимателем Идрисовым.

Сатаев не хочет комментировать свои отношения с национальным предпринимательством. Однако есть все шансы полагать, что это играет существенную роль в ситуации с главой Канавинского района. Сатаев наступил на интересы некоторых коммерсантов, которых, простите, «крышевали» правоохранители, и сейчас ему, как говорится, дали симметричный ответ. Ходят слухи, что незадолго до обыска глава администрации с помощью тяжелой техники хотел убрать торговый павильон. Однако появились сотрудники правоохранительных органов и начали препятствовать сносу. Сатаев говорит, что во время обыска видел в своей квартире некоторые знакомые лица. И как тут не заподозрить, что конфликт-то связан с кем-то из силовиков?

Говорят, даже на улице Октябрьской революции некие предприниматели открыли магазин исключительно для кормления коррумпированных правоохранителей. А рядом с этой торговой точкой оказался киоск, очень популярный у жителей близлежащих домов. В этом ларьке отоваривали пенсионеров «в кредит» — как в нижегородских деревнях, когда старики расплачиваются за продукты после получения пенсии. Владельцы магазина посчитали нужным убрать конкурентов. Надо отдать им должное: цивильно подали иск в суд, выиграли его и получили на руки разрешение на ликвидацию киоска. Сатаев даже просил не ликвидировать до выборной кампании, чтобы не получить простестное голосование целой улицы. А после выборов у жителей сразу открылись глаза на то, что любимый киоск находится в отмежеванной им дворовой территории. Говорят, у силовиков в результате вырос зуб на Сатаева, который якобы помог проигравшей стороне все же выиграть дело.

Когда возбудили уголовное дело в отношении главы района, следствие инициировало домашний арест. Не вышло. Тогда прокуратура поставила вопрос об отстранении его от должности в связи с следственными процедурами. По нашей информации, вопрос сначала рассматривался в Нижегородском районном суде, а потом и в Канавинском. Прокуратуре было отказано дважды.

Сейчас следствие плотно работает по десяти жалобам предпринимательского сообщества, пытаясь в этих заявлениях найти криминал. После этого следствие опять попросит домашнего ареста и отстранения.

Ходят слухи, когда правоохранители хотели огорошить Сатаева наличием десяти жалоб, а он был удивлен тем, что ждал за годы работы в Канавинском районе десять тысяч жалоб. А тут всего десять, и пятерых из заявителей глава якобы прекрасно знает.

Будучи политиком, Сатаев считает свои проблемы политическими. Говорят, он готовит письмо в региональный политсовет «Единой России», чтобы попросить помощи. А если партийцы ему не доверяют, то пускай исключают из партии. Нельзя же так: когда выборы идут — нужен человек, а как проблемы — партия сразу глухая и слепая. Следствие, конечно, разберется, но с политической точки зрения надо бы точки расставить.

Виктор Деменев