12-09-28

Культурный слой

Знающие свет

Мои изыскания на ниве нижегородского рок-н?ролла привели меня к группе «СеВеРа» — на ее паблик ВКонтакте. Записи, правда, концертные и малослушабельные, но их было так много, что мне показалось, группа пришла надолго. В музыке уникальности я не заметил, многое было в фолк-традиции с шаманским привкусом Башлачева, но тексты складные. Меня пленила хорошая рок-н?ролльная злость под соусом иронии. Ребята начинали с акустики, но вот уже обзавелись полноценным составом. Первое, о чем я спросил Максима Милешко, зачинщика «СеВеРа», зачем он создал группу.

–Если совсем кратко, то, наверное, прежде всего для защиты своего знамени. Летов умер, а враги остались, надо защитить свое, сберечь, сохранить.

—Егор Летов несколько раз менял друзей и врагов. Сначала был против советской власти, а в либеральные времена объединялся с «леваками», то есть на 180 градусов развернулся. С кем же вы?

— Развитие взглядов Летова видится мне совершенно логичным. Растет честный молодой человек, видит, вокруг что-то не так, начинает отвечать на раздражителя. После смерти Сталина советская система начала стремительно гнить, элита становилась все более и более прозападной. Сначала молодой человек просто видит недостатки системы и протестует против них, потом уже видит причины. Перестройку он не принимает, а после разгона либералами Верховного Совета жалеет о том, что сам в Белом доме не погорел. После расстрела Белого дома он встает в категорическую оппозицию либералам, потому что одно дело — плохой социализм, другое дело — вражья оккупация. И заметьте, встает не на сторону системы, не вступает в КПРФ, а именно к «левакам», потому что верил он Лимонову тогда, верил, что они ленинцы. А с кем мы? Да пока ни с кем. Нет пока такой партии, ждем…

— Но за те два с половиной года, что вы существуете, мировоззрение и музыка менялись?

— Сначала был «Север» — этап «общага». У нас была своя кухня в общежитии ННГУ, где лет пять кряду мы лабали сутки напролет, и даже пару раз вполне сносно сыграли для друзей в клубе «Мотор» и еще в какой-то кафешке. Однажды на одну из наших кухонных посиделок пришел томный угрюмый мальчишка, подключил свою гитарку и молча стал подыгрывать. Так я впервые увидел настоящего музыканта, и начался второй этап — назовем его «квартирники». С Ильей Чеховым мы в пустой летней общаге, где оба нелегально проживали, входя и выходя через балконы, доводили до ума песни, раскладывали их на две гитары. Полностью чувствуя друг друга, мы подготовили четырехчасовую концертную программу примерно из 60 песен. А третий этап называется «СеВеРа» и представляет собой полностью осмысленный проект, музыкальный боевой корабль, готовый бить по врагу смертельным боем и прокладывать новый курс всем растерянно сбившимся в кучу кораблям, что потеряли своих капитанов.

— Красиво, но требует расшифровки. По какому врагу? Для кого собираетесь прокладывать путь? Что это за корабли, потерявшие своих капитанов?

— Глобальный враг — это эгоизм. Более локальный — западный образ жизни. Мы коллективисты, в нас сильна соборность, индивидуалистический уклад жизни нам чужд. Капитализм почти уничтожил сам себя, сейчас во всем мире в связи с этим глубокий экзистенциальный кризис, люди не знают, как дальше жить, капитаны более не представляют, куда их вести. Запад стоит на краю идеологической пропасти. Потихоньку к ней подходим и мы, поэтому, как и многие другие живые силы в нашей стране, мы строим новый мир, закладываем фундамент, рисуем карты.

 

Почему все дома стали магазины?

Я пошёл в универ — купил экзамен,

Я пошёл в аптеку — купил здоровье…

Почему все дома стали магазины?

Каждый — покупатель,

каждый — продавец.

У меня есть деньги, у тебя — любовь,

Твоё предложенье, моя квартира.

Каждый — покупатель,

каждый — продавец.

 

— А что такое «СеВеРа»?

— В широком смысле это полноценная идеология, самостоятельное ведическое направление. В применении к человеческому, это путь к свету, бесконечное движение вверх, постоянный подвиг, путь выполнения своих функций, безупречное исполнение своего долга. Расшифровывается так: «Се» — это аналог английского «The», с древнерусского это указатель на что-либо. «Ве», как известно, «ведать», «ведающий», а «Ра» — это свет.

— Я слышу у вас мужской и женский вокал. Не помню, чтобы в русских рок-группах такое было. Это, видимо, фолк-традиция?

— Елизавета Блинова — уникальный человек. У нее с десяток очень хороших песен, и так как ее творчество очень близко нам по духу, я пригласил ее помочь нам в исполнении и записи наших шаманских песен. Мы же в свою очередь поможем ей сделать ее чудесные песни, одну ее композицию «Сбереги» уже включили в нашу концертную программу, и она вписалась, как родная. Что касается фолка, то для меня это слишком широкое понятие. Фолк есть основа любой композиции. Вопрос только, чей фолк? Когда получается песня, несущая в своем корне русскую народную традицию, мы особенно довольны, потому что любим ее пуще остальных.

 

Где мир, что божественно прост? —

покажи мне.

Тот мир, что дьявольски сложен,

я вижу.

Как же, скажи, мне жить,

когда ни в чём смысла нет,

как же, скажи, мне жить,

если я ненавижу?

Мне снятся герои в бою

и древние саги,

и солдат, что с гранатой кричит:

«Русские не сдаются!»

А здесь, наяву, только серость

и рваные флаги,

а те, что живые, уж спились

или сопьются.

 

— Мне показалось, что тексты песен выше среднего уровня. В связи с чем вопрос: любите ли современную поэзию?

— Поэзию я не очень люблю, особенно современную, весь этот постмодернистский бред меня не интересует. Бывал на соответствующих поэтических сейшнах — ни сочинять, ни читать стихов не умеют. Поэтом я себя никогда не считал, над текстом никогда не работал, пишу обычно его за раз, когда вдохновлен, сначала и до конца и в основном сразу под гитару.

— Не согласен. В Нижнем есть поэты. О чем свидетельствует хотя бы вышедшая в прошлом году антология нижегородской поэзии «Лит_Перрон». И далеко не все пишут в постмодернистском ключе. Сгоряча рубанул?

— Может, и сгоряча, я правда очень далек от поэзии, мне это не интересно. Нравится, как Высоцкий стихи читает, или как Летов, и Безруков прекрасно Есенина читает, потому что они понимают то, о чем говорят, они проживают это.

— Судя по песням, у вас есть любимая тема — «скорлупа». «Закрылся в себе и снаружи давно не бывал». Или я ошибаюсь?

— Ну если бы наше творчество состояло бы только из песни «Скорлупа», то да, а так, этот человек в разных песнях ведет себя, на мой взгляд, достаточно разнообразно. Песню «Скорлупа» я написал очень давно, на втором курсе. Наше творчество очень экзистенциально. Экзистенциалисты считают, что человек содержит в себе весь мир. Раскрывая себя, мы раскрываем все мироздание. Этот путь анализа отдельно взятой личности и отражается в наших песнях. Я, подобно примерному пациенту психиатрической клиники, максимально подробно описывал каждый уголок своего подсознания, распутывал бесконечные нити страха и боли, нырял в омут души. «СеВеРа» — это кроме всего прочего и «история болезни», которая, мы надеемся, послужит примером победы, и кто-то другой пробьет свою скорлупу, вылезет на свет и придет к «СеВеРа».

Вадим Демидов