12-10-06
Общество
Город на завтрак
Год и пять месяцев в должности главного архитектора Нижнего Новгорода превратили Виктора Быкова из художника в осторожного чиновника. На завтрак с нижегородцами он хоть и принес собственноручно сваренное варенье из кабачков, но на действительно интересные и щекотливые вопросы отвечал фразой «Зачем нам заворот кишок на завтрак? Давайте о чем-нибудь более приятном». Поэтому разговор получился не очень конструктивным, зато душевным, потому что Виктор Филиппович рассказывал о своем детстве и увлечении живописью.
Варенье у Быкова получилось так же хорошо, как «Этажи» и Дом архитектора. А вот разговор больше походил на Сбербанк на Варварке, большой и скучный. Может, архитекторов это и покоробит, но я в этом здании была и знаю людей, которые там работают. Все они стенают в этих длиннющих коридорах.
Сам Быков сейчас представляет из себя гибрид чиновника с архитектором: сверху строгий пиджак на черной демократичной водолазке, а снизу ослепительно белые кеды. Меня удивило, что он не столько рассказывал и отвечал на вопросы, сколько пытался всех оправдать. Возможно, для этого есть основания. Нижегородцы, рядовые жители, которые мало смыслят в архитектуре, и главным критерием для которых является обыкновенное человеческое «нравится — не нравится», «красиво — некрасиво», привыкли относиться к лицу города критично, и часто называть это самое лицо совершенно другим местом. Все замучились от долгостроев в самых публичных точках города: площадь Свободы, площадь Лядова, Ковалихинская, Верхне-Волжская набережная. Не стоит забывать также, что сегодня осень, а осенью человек особенно критичен, а замороженные стройки особенно уродливы. Бабули плетутся вдоль забора на Горького позади мужчин, которые курят, дышат этим вонючим дымом, и ругаются: мол, все перерыли, когда это кончится. Противоречие: вроде все хотят метро, дороги, красивые дома, вот только вырастать это все должно само в один момент, пока все спят, чтобы не мозолить глаз. Конечно, хочется заступиться за ту же горадминистрацию, стараются ведь, дороги ремонтируют, чего-то там строят для нас, для глупых. С другой стороны, станцию «Горьковская» строили всего четыре года — не так уж и много. Подходы к метромосту — приблизительно столько же. А вот долгострои на Свободе, Верхне-Волжской набережной и Ковалихинской — ровесники наших детей-школьников. Быков — хитрец, когда его спросили про эту самую стройку на набережной, сказал, что это даже хорошо, что ее не закончили. Для тех, кто забыл, напомню: в разное время на этом дорогом месте с восхитительным видом на реку собирались строить жилые дома, спортивные объекты и детские больницы. Время от времени работа за синим забором возобновляется, видимо, кладут несколько кирпичей, а потом их же разбирают. Но Быков в этом вопросе категоричен: «Хорошо, что не успели наворотить, ведь регламент застройки центра Нижнего Новгорода появился только сейчас». По его логике получается, что и синие заборы на Лядова со Свободой оправданы, а то, мало ли чего понастроили бы! А то, что они там ждут второго пришествия — не беда. Видимо, нижегородцы — люди будущего, настоящее нас совсем не интересует, не стоит торопиться, строиться, мы все рассчитываем пожить когда-нибудь потом, когда в один миг вдруг все возьмут и построят. А подрядчики, инвесторы и чиновники нам это «вдруг» с завидной регулярностью обещают. Чуть больше месяца назад, например, пообещали возобновление стройки на улице Ковалихинская, появились сообщения в прессе, был объявлен день встречи жителей прилегающих домов с застройщиком. Журналисты пришли, а жители и подрядчики — нет…
Возможно, мы, правда, сами виноваты. Нам бы только поругать власть и жадных инвесторов, а как до дела — все очень заняты.
Но вернемся к Быкову. Он появился у нас в июне прошлого года. До этого позиция главного архитектора города пустовала пять лет. Кто-то скажет, что это безобразие, но мы-то знаем, что архитектор не очень-то был нам нужен. Решения о застройке принимали на градостроительном совете. Архитектор презентовал какой-нибудь проект, а Совет его либо принимал, либо не принимал. В какой-то момент регион начал просто с ума сходить от инвесторов. Мы привечаем всех, особенно иностранцев. Неважно, что они хотят построить в приволжской столице или по области — главное, что они принесут деньги. Ну, и создадут дополнительные рабочие места. Я часто слышу от нижегородцев негативные отзывы о новостройках, им все кажется, что у архитекторов закончилась фантазия. Это не так, архитекторы сегодня часто оказываются связанными по рукам и ногам теми же инвесторами. Так что Быкову огромное спасибо за «Фантастику» и «Этажи». Можно много рассуждать о деталях и цветовой гамме, но ведь торговому центру простительно быть просто коробкой, ведь основная функция таких зданий — быть местом для совершения купли-продажи. А мы все-таки имеем произведения, оригинальные, яркие, с характером. То же относится к «Лобачевский Plaza». О внешнем виде этого гигантского фьюжн-корабля постоянно спорят. Основная претензия, которую мне несколько раз доводилось слышать от разных людей, — разноплановость. Но ведь нужно учитывать, что архитектор не может спроектировать просто симпатичное здание — он должен вписать его в контекст. Здесь мы затрагиваем очень интересную тему: с одной стороны, мы видим ультрасовременный синий водопад из стекла, он обращен к площади, поэтому смотрится достаточно органично; с другой стороны здание украшено деталями в стиле купеческих особняков, эта сторона обращена к Дому ученых, и тоже вполне себе вписывается. Но время идет, и сам контекст постепенно исчезает, ведь старые дома на Ошарской сносят. Так что существует вероятность, что вскоре здание будет смотреться совершенно по-новому. А вот чего ему действительно не хватает, так это самого Лобачевского. В любом виде, хоть барельеф, хоть памятник с табличкой…
Сейчас участок, на котором находится «Лобачевский», «айсберг» «Планета икс», Сбербанк, «Юпитер» и Центр международной торговли напоминает city в townе. Крупные объекты с собственным характером, а вокруг маленькие разваливающиеся уродцы — памятники архитектуры. Я не раз оказывалась на смотровой площадке Центра торговли вместе с иностранцами и бизнесменами из других регионов. Все они оглядывали панораму и удивлялись своему одиночеству. Действительно, чувствуешь себя на каком-то грандиозном современном корабле, а под тобой островки разрухи и грязи. Панорама крайне неудачная, с площадки виден обшарпанный ветхий фонд, который гости города даже не заметили бы, если бы их сюда не привели. Зачем?
Я вовсе не за то, чтобы скрывать правду. Я за гармонию. Взгляните на те же «Этажи». Насколько лучше центр смотрится сейчас, когда рядом построили красивые современные жилые дома, нормальную парковку. Я помню, как жители двухэтажных гнилушек держали у центра круглосуточную оборону, я помню их слезы, мне их жаль. Но сегодня совершенно очевидно, что улица Белинского похорошела, приобрела новый статус. Об «Этажах», кстати, Быков рассказал интересную историю. Этот торговый центр приснился ему давным-давно, когда он только начинал карьеру архитектора: ехал по улице Белинского и задремал и вдруг ясно увидел современное здание из стекла и метала. Потом он пытался вспомнить его в деталях, но не смог. И вспомнил только тогда, когда начал проектировать его много лет спустя. Это поучительная история о том, как мечта сама находит человека. Бывают же чудеса, восстают города из руин. Нужно только определиться, чего же мы в итоге хотим: новый город или старый.
Вспомнили за завтраком и про гостиницу «Октябрьская». 25 октября региональное правительство продало 100% акций гостиницы совладельцу компании «Волжский ювелир» за 306 млн рублей. Всего на участие в аукционе было подано 10 заявок, начальная стоимость лота составляла 262 млн рублей, но гостиницу удалось продать на 20% дороже рыночной оценки. Министр государственного имущества и земельных ресурсов области Александр Макаров считает, что это выгодно. Учитывая, что трехзвездочную гостиницу пытались продать уже несколько раз, резонно считает. Всего в ней 80 номеров, общая площадь которых составляет 4594 кв. м, в 2005 году все они были полностью реконструированы, но за семь лет, конечно, устарели. Проектировал гостиницу Александр Харитонов в 1987 году. Внешне она хороша, но внутри тесная и некомфортабельная по современным меркам. Ресторан маленький, разрезанный посередине скучной квадратной колонной, номера тесные. Занимает она всего 1600 кв. м, зато вокруг еще 578 и волшебный вид. Должно быть, именно это заинтересовало покупателя. Ранее, кстати, «Ювелир» приобрел «Художественные промыслы». Зачем ему все это богатство? Просто ли это вложение средств в недвижимость или у нового владельца далеко идущие планы, пока неизвестно — будем следить. Единственное, что он пообещал, так это не менять профиль гостиницы. Но, по словам Быкова, даже при большом желании сделать из этого здания что-то другое очень сложно. Возможно, «Ювелир» рассчитывает на большую прибыль во время чемпионата по футболу 2018 года. Но для этого ему придется провести ремонт, который может съесть всю выручку от сдачи номеров.
Также на встрече обсуждали судьбу площади Горького, которая, по словам архитектурного критика, куратора фестиваля «Международный день архитектуры» Марины Игнатушко, в девяностые в Европе даже была признана произведением ландшафтного искусства. Сейчас этот пустырь с пробковым деревом и памятником Горькому ничего бы, конечно, не выиграл. Сквер надо спасать, вопрос в методах.
Закончу традиционным «поживем — увидим».
Вероника Щедрина