12-10-19
Общество
Неопознанная аудитория
Однажды летом в редакцию «Новой» в Нижнем» пришли студенты — брали интервью о том, в каком состоянии сейчас находится региональная пресса. Научное исследование у них. Опрашивали не только журналистов, но и читателей. Недавно ребята рассказали, что работа готова. Мы попросили их написать текст по итогам — сформулировать выводы о взаимоотношениях региональных журналистов и их аудитории. Изучала исследовательская группа только прессу. Провели соцопросы, определили наиболее популярные печатные издания и проинтервьюировали редакторов названных респондентами изданий.
Читатели
Общее количество опрошенных составило 102 человек, из которых мужчин — 36, а женщин — 66. По возрастным группам: от 16 до 25 лет — 30 человек, а в группах 25–35, 36–55 и от 56 лет — по 24 человека. Сначала мы спрашивали, какими видами прессы пользуется респондент. Нашими вариантами ответа были: газеты, журналы, интернет. 53.9% от общего числа опрошенных выбрали интернет. Среди всех возрастных групп, кроме возрастной группы от 56 лет, этот вариант также был самым популярным.
Далее мы спрашивали, «какие рубрики в СМИ преимущественно вас привлекают». На выбор были даны: экономика, политика, интервью, спорт, развлекательный сектор и частные объявления. Самым популярным ответом среди всех опрошенных был вариант «политика», который выбрали 48%. Также этот вариант был самым популярным среди людей от 36 лет, люди от 26 до 35 лет чаще все-таки выбирали «интервью», а опрошенные от 16 до 25 лет — развлекательный сектор и политику, за небольшим отставанием последней.
На вопрос «Какому виду СМИ вы больше доверяете?» большинство выбрало «интернет-ресурсы» — 43,1%. Вариант «печатные издания» набрал 37,3%. При этом среди всех возрастных групп, кроме людей от 56 лет, вариант «интернет-ресурсы» был самым популярным. Люди от 56 лет больше доверяют печатным изданиям, но и вариант «другое» часто выбирали именно в этой группе. Как мы уточняли во время опросов, чаще всего под вариантом «другое» подразумевали радио.
Подавляющее большинство считают соцсети новым видом СМИ — 62,4%. Также на вопрос «Существуют ли издания, которые вы читаете в интернете, но не имеете возможности приобрести в печатном виде» 79,4% ответили, что таких изданий нет.
57,8% опрошенных не испытывают недостаток информации в СМИ, и во всех возрастных группах этот вариант был популярнее, чем «испытывают недостаток информации». Также большинство (62,4%) согласны с тем, что нижегородские СМИ зависят от местной власти. Причем согласившихся с этим предположением больше 70% среди людей от 16–35 лет и больше 80% среди тех, кто старше 36 лет.
Также эти вопросы мы соотносили по роду деятельности. Интернет предпочитают студенты и люди, занятые профессиональной деятельностью. Наиболее важной рубрикой среди студентов, работающих и безработных, а также пенсионеров является политика.
Журналисты и читатели
Итак, в редакциях печатных изданий, учрежденных правительством Нижегородской области, на вопрос «Какие темы сейчас наиболее актуальны среди читателей?» нам называли в первую очередь криминал и социально-бытовые темы. Причем везде подчеркивали, что пишут как раз для своей аудитории, то есть людей среднего и старшего возрастов. Похоже скорее на самооправдание. То есть контент не как результат самостоятельного выбора тем, а как ответ на запросы читателей. Причем в целях выживания, ибо средств учредителей и доходов от рекламы не хватает.
Одни указывали, что они «народная» газета, которая распространяется не только в городе, но и по области. Так как мы не проводили соцопросы в Нижегородской области и ограничились только самим городом, мы не можем утверждать, что запроса в области на социальные, бытовые темы («самые простые интересы: как не отравиться некачественной едой, полезные советы, народная аптека, различные инструкции по применению») не существует. Но социальные опросы, проведенные в Нижнем Новгороде, все-таки показывают, что перечисленные темы не являются наиболее популярными темами в городе.
В редакциях ряда изданий-филиалов крупных холдингов в качестве наиболее популярных указывали те же темы, добавляя светскую хронику и личную жизнь. На уточняющий вопрос, нет ли среди читателей запроса на политические темы, нам сразу же напоминали, что это не в формате. Лишь одно издание также являющееся филиалом, подтвердило, что оно являются общественно-политическим. И действительно оно освещает именно те вопросы и проблемы, на которые население в первую очередь обращает внимание. Это политика, темы, связанные с изменением лица города, застройкой исторического центра. Несмотря на то, что данное издание не финансируется из бюджета, оно как раз публикует именно те материалы, которые их читателям интересны. Хотя, конечно, даже у этого издания есть госконтракты. Но при этом нет каких-то запретных тем, и полосы с госконтрактом не мешают им говорить о том, что редакция считает нужным и своевременным.
Следующее издание, о котором стоит сказать отдельно, — газета, которая распространяется в сети ресторанов города и печатается за счет частных инвестиций. Оно достаточно точно, как нам показалось, занимает свою нишу культурной жизни, при этом пишет про разные актуальные события, находится в контексте общественной жизни. В целом, если не учитывать проблему ангажированности изданий, то одна из проблем региональных печатных СМИ состоит в том, что многие ориентируются на некую целевую аудиторию и прикрываются ее, получается, абстрактными интересами.
Существуют две основные проблемы, которые объединяют печатные издания региона: нехватка материальных ресурсов и недостаточный уровень профессионализма журналистов. Нам показалось интересным изучить, как издания формулируют свое отношение к данным двум проблемам, что предпринимают для их разрешения, а также выявить связь между проблемой, которую ставят в редакции на первое место, и способом поулчения доходов издания. Иными словами, в зависимости от источников финансирования выстраивается и шкала приоритетов.
Журналисты
Те издания, которые являются региональными филиалами холдингов, меньше акцентировали внимание на нехватке денег. Хотя даже в этой группе есть издания, которые получают больше средств и возможностей (наличие пресс-центра, большая активность в интернет-пространстве, больше мультимедийных возможностей). Они пользуются большей популярностью и среди читателей и среди рекламодателей. Закономерно и то, что издания, которые затрагивают острые общественные проблемы, больше внимания уделяют общественно-политическому формату и меньше доходов могут получить от рекламы в своих изданиях.
При этом издания, которые не получают господдержки, указывали, что уровень журналистики в регионе, в общем-то, не такой уж низкий, если не говорить о совсем уж ангажированных изданиях. Последние же, в свою очередь, говоря о проблемах, на первое место ставили именно нехватку материальных средств, а потом уже только нехватку кадров, если в принципе вспоминали об этом пункте. И в интервью нам объясняли, что молодые журналисты просто не хотят работать в региональной прессе из-за невысоких зарплат.
Очень редко в качестве проблемы называли самоцензуру — говорили, что возможно, это не до конца честный подход к журналистике, если из страха последствий ты не сообщаешь об объективной повестке дня. Мало кто критиковал именно современный уровень журналистики и мало кто признавал, что проблема не в нехватке людей, а в тех кадрах, которые уже работают. В непрофессиональном отношении к подготовке и написанию материала и даже в мышлении многих региональных журналистов.
Важно учитывать и другие проблемы. СМИ, по определению, должны идти в ногу со временем, в этом и заключается одна из задач их существованию. Но, к сожалению, есть еще факторы либо затормаживающие, либо не способствующие дальнейшей модернизации, наращиванию профессионального опыта. Это различные структуры, сохранившиеся с прошлого века, уже даже частично не выполняющие свои функции помощи СМИ.
Профструктуры
Например, Союз Журналистов. Начнем с того, что ни в одной из редакции не посоветовали обратиться за информацией в СЖР. Рассказывая о проблемах печати, никто из опрошенных главных редакторов не вспомнил об участии Союза в поддержке и решении проблем. Плюс и во время самого интервью в СЖР нам не удалось получить достаточной и подробной информации о том, чем же все-таки занимается эта структура, кроме как проведением пресс-туров и обучающих семинаров для молодых специалистов, а также постоянных контактов с местной властью. Необходимость данной структуры для нас осталась не очень ясна. Ведь в настоящее время способом объединения большинства журналистов стали иные платформы. Те же соцсети, к примеру. А о том, каким образом и когда в последний раз региональный союз защищал интересы журналистов, ни из интервью, ни из информации на сайте мы ничего не узнали.
Есть еще одна структура, деятельность которой можно оценить как спорную, — министерство информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области. Две попытки договориться о встрече с чиновниками этого министерства закончились неудачей: связаться с ними довольно сложно — видимо, нет ответственного за ответы на вопросы общественности. Закрытая структура то есть. При этом у министерства есть подробная страница в Facebook. И судя по ней, деятельность министерства прозрачна, а сами чиновники доступны. Кстати, там можно найти информацию о том, что министерство часто проводит различные мероприятия, форумы, дискуссии по различным вопросам. Хорошо, что «жизнь» есть хотя бы в виртуальном пространстве. Правда, в ходе интервью ни в одной в редакции деятельность профильного министерства ни разу не была упомянута.
Ярослава Абрамова, Алина Медведева, Юлия Пантюшина