12-10-26
Общество
Где сбор был муз, там храм стоит
Нижегородская митрополия заявила о претензиях на здание консерватории
Так получилось, что современная интеллигенция в массе своей не только поддерживает, но и порождает антиклерикальные настроения в обществе. Церкви приходится опираться на рабоче-крестьянскую массу, на пенсионеров разных мастей да на чиновников, которые активно пытаются использовать в своих целях «опиум для народа». Глупо думать, что деятели искусства и журналисты высказывают свое веское «фи» церковному ведомству по указке темных западных сил. Просто налицо двойственность данного ведомства: с одной стороны, это неизбежный посредник между православным христианином и Богом, с другой — вполне себе земная организация с земными изъянами. Если уж в узкий круг учеников Христа затесался паршивый агнец, чего ждать от верхушки РПЦ? Мягко говоря, далеко не все ее члены будут канонизированы…
Эти изъяны и становятся в последнее время предметом бурного негодования. Все больше становится людей, заявляющих: «Я ни за что не пойду в храм поклоняться попам, но в Бога верю». Ряды православных христиан, соответственно, редеют, поскольку данная религия, в отличие от восточных духовных течений, немыслима без церкви и без священников. Беснующиеся сатанисты становятся в глазах общества чуть ли не национальными героями, ну а «попы», пытающиеся открыть рот по этому поводу, объявляются стяжателями и ханжами.
Данная ситуация — предвестник тотального раскола в российском обществе, который может обернуться весьма мрачными последствиями. Конечно, бессмысленно призывать весь «посадский люд» перестать бесноваться и идти к «попам» на покаяние. Ничего кроме «бугага» сей призыв не даст. Но элиту общества, заправляющую умами многих, хотелось бы призвать быть осторожнее в высказываниях о традиционной российской религии и о ее представителях. Ну а представителям церкви необходимо быть осторожнее в телодвижениях, ибо за этими телодвижениями наблюдают сегодня миллионы людей — как преданных православию, так и жаждущих малейшего повода для излияния желчи. Собственно, именно люди, стоящие во главе патриархата и митрополий, способны пресечь обозначенные выше негативные тенденции — и должны это сделать, руководствуясь принципами нестяжательства, милосердия, помощи ближним.
На этом фоне настораживает «свежее» телодвижение Нижегородской митрополии, заявившей о претензиях на здание Нижегородской консерватории. Сей жест мгновенно породил вполне предсказуемую бурю негативных отзывов.
Понятно, что революционные деятели были неправы, отобрав у Церкви храмы и приспособив их под иные нужды. И пресс-секретарь Нижегородской митрополии Виталий Грудванов, конечно же, прав, заявляя о том, что здание, построенное ранее на деньги прихожан и посвященное Богу, должно быть только храмом. Собственно, и появившийся в 2010 году закон о возвращении Церкви имущества религиозного назначения говорит о том же самом. Но в описываемой нами ситуации митрополия претендует на огромное, по сути, здание консерватории, в части которого до революции была архиерейская резиденция. Почему в части? Да потому, что в советское время дом этот претерпел значительные изменения: у него появился третий этаж и четырехэтажный пристрой. Получается, Церковь пытается «вернуть» то, что было создано ее лютыми врагами-коммунистами. Если же руководствоваться законом, то он предписывает безвозмездную передачу лишь объектов религиозного назначения, то есть храмов, часовен, молелен… В консерватории нам сообщили, что храмовое помещение в архиерейском доме действительно присутствовало — оно-то и стало поводом для имущественных претензий. Но помещение это было относительно небольшим. Если бы митрополия заявила о правах именно на домовой храм и пожелало бы восстановить его, не отбирая все здание у музыковедов, она бы встретила гораздо больше сочувствия и понимания со стороны общества. Увы, церковное ведомство хочет «вернуть» здание целиком.
Можно сказать, площади Консерватории достаточно большие,— говорит Виталий Груданов. — Но Нижегородская епархия развивается во многих направлениях. Сначала необходимо, конечно же, восстановить храм, чтобы там совершалась молитва. А все остальное — Господь управит и определит, каким образом мы будем ими распоряжаться
— Кто-то может сказать, что площади, которые занимает консерватория, достаточно большие, и, кроме храма, там есть еще много других помещений, — комментирует ситуацию Виталий Груданов. — Здесь можно сказать следующее: Нижегородская епархия развивается во многих направлениях. Мы реализуем множество образовательных проектов, социальных… Поэтому ощущается нехватка в помещениях любого вида и рода. Если это здание будет передано, необходимо, конечно же, восстановить храм, чтобы там совершалась молитва. А все остальное — Господь управит и определит, каким образом мы будем распоряжаться этими помещениями.
Будем надеяться, что руководство Нижегородской митрополии все же учтет нарастающее в российском обществе напряжение и изменит направление своих претензий. В сложившейся ситуации, когда любая попытка церкви «вернуть награбленное» воспринимается в штыки, такой вопрос стоит решать не в режиме острого конфликта, а в режиме диалога, предусматривающего компромисс. Тем более что подобный опыт уже есть: в спорах с воротилами гостиничного бизнеса Нижегородская епархия согласилась на строительство отелей на месте церквей и церковных кладбищ (речь идет о площадках на Покровке и Верхневолжской набережной), при этом застройщики обещали возвести рядом часовни. А ведь места, где были эти церкви, были очень и очень намоленными. В случае с консерваторией ситуация аналогичная в том смысле, что от храма осталось лишь место, где он был. Помещение подчистую перестроено. Если митрополии так важно вернуть дом молитвы, разумно было бы или ограничиться воссозданием былого храмового помещения, или инициировать поиск места для часовни вне консерватории — в память о былой домовой церкви.
Напомним, несколько лет назад Нижегородская епархия получила Алексеевский храм в Благовещенском монастыре, занимаемый ранее планетарием. Тогда это событие не вызвало никаких вопросов у общественности: храмовое здание было хоть и без креста, но в принципе его облик сохранился, и понятно было, что светскому учреждению здесь не место. К тому же у планетария не было денег на поддержание этого здания, и оно разваливалось на глазах. Поэтому когда звездный дом переехал в новое помещение, а Алексеевская церковь обрела прежнюю функцию, были довольны все.
В случае с консерваторией ситуация иная. По словам ректора вуза Эдуарда Фертельмейстера, занимаемое музыковедами здание находится в удовлетворительном состоянии — более того, некоторые помещения (например, зал с органом) специально были созданы для извлечения чудесных звуков и восприятия музыки.
Эдуард Борисович поговорил с нами достаточно откровенно: претензии церкви были для него неприятной неожиданностью. Ректорат боится, что его вместе со студентами просто выставят на улицу: других зданий, приспособленный под столь специфичные музыкальные функции, в Нижнем просто нет, а построить новое… Помнится, пять лет назад Оперному театру обещали скорый переезд, и до сих пор ведутся споры о месте под строительство.
Груданов, в свою очередь, напомнил, что по закону имущество должно быть возвращено Церкви через два года после заявки, но пообещал, что митрополия готова ждать, пока власти подыщут консерватории новое здание. Только вот будут ли власти вообще этим заниматься? Не получится ли так, как с домом офицеров, когда епархия заполучила помещения, не дождавшись переселения детских кружков? Можно вспомнить также ситуацию с магазином «Ноты» на Покровке: он исчез, что называется, в никуда, уступив место часовне.
Отметим, что ректорат консерватории настроен на конструктивный диалог: у него нет претензий непосредственно к митрополии (тем более что у музыковедов довольно тесные связи с Церковью) — его лишь не радует перспектива оказаться на улице. Митрополии, в свою очередь, стоит разумно подойти к ситуации, учесть возможные негативные последствия, пересмотреть претензии и начать переговоры, предусматривающие компромисс.
Георгий Степанычев