12-10-26

Политика

Об Эпохе Большого Равнодушия

Нижегородская элита сдала Николая Сатаева

Мало кто ожидал, что глава администрации Канавинского района Николай Сатаев покинет свой пост. Но как только это случилось, стало ясно, что других сценариев и быть не могло.

Все-таки, вернувшись на пост главы района во второй раз, Сатаев совершил стратегическую, но объяснимую ошибку. Он полагал, что вода, в которую он вошел, ничем не отличалась той, что была в 2002 году. Но вскоре стало известно, что изменилось многое. Сатаев — явный сторонник того, чтобы главы районов были самостоятельными и сильными фигурами. И в то же время вписанными в команду главы администрации города. Сейчас это не так.

Собственно, и сам Сатаев вернулся в 2010 году после работы в областном правительстве несколько другим человеком. Он прошел школу у губернатора Валерия Шанцева и вице-губернатора Владимира Иванова. Это дорогого стоит. И несколько раз приходилось слышать, что Сатаев не похож сам на себя. Думается, он перерос эту должность, тем более что полномочия глав районов постоянно урезались. И заявления об их расширении ничем не подкреплялись.

Важно и то, что экс-глава Канавин­ского района не вписался в новую команду управленцев. В Нижнем Новгороде власть в свои руки взял бизнес — Сатаев новый контекст не принял. Он считает себя хозяйственником, и принимать логику команды бизнесменов в полной мере готов не был.

В общем, оказалось, что Николай Петрович стал чужим среди своих.

К политическими и ментальным факторам я бы добавил и специфичную личностную составляющую. Сатаев управляем, но он должен видеть, что руководитель из того же теста, но еще круче чем он сам. Поэтому в целом отношения Шанцев — Сатаев, Иванов — Сатаев, и также Булавинов — Сатаев были гармоничными. Для других Сатаев был неуправляем, непонятен и вносящим беспокойство.

В этом отношении отставка дважды главы Канавинского района была вопросом времени. Антураж, который сопровождал работу Сатаева, делал ее неинтересной для самодостаточного менеджера.

Важный вопрос состоит в том, чего хотели достичь те, кто атаковал Сатаева уголовными делами, — реально осудить или удовлетвориться отставкой? Ответа на этот вопрос у меня нет. Возможно, в момент возбуждения первого уголовного дела компромисс был бы возможен, но теперь уже вряд ли.

Сатаев не первый управленец, на которого возбуждено уголовное дело, в том числе и по политическим мотивам. Но эта ситуация не похожа на другие. Во времена губернатора Валерия Шанцева и мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова у каждой из команд была своя поляна. И стороны обменивались ударами. Сейчас Сатаева разменять не на кого. Ходили слухи, что была какая-то попытка возбудить по старым мотивам уголовное дело на федерального инспектора Владимира Колчина, но из этого ничего не вышло.

Убежден, что инициаторы атаки на Сатаева не ставят перед собой цели продвинуть своего человека на Канавинский район. Дело тут не в этом. Важно было раскачать слишком спокойную политическую ситуацию, вызвать эффект домино. Реальная цель — создать ощущение нестабильности, зыбкости режима.

Уход Сатаева в отставку — ситуация, которую легко назовут прецедентом. Но, видимо, сейчас заинтересованным лицам представляется, что они не довели пока ситуацию до той точки, когда лодка начинает черпать воду через борт. Поэтому дело Сатаева вряд ли будет приостановлено. Возможно, оно и не дойдет до суда, но какое-то время давление на экс-главу администрации Канавинского района будет продолжаться.

Парадокс состоит в том, что отставка Сатаева показала очень высокий процент симпатий к нему. При этом, я считаю, что управленца бульдозерного типа банально сдали. Суд над ним никого не пугает?

Николай Петрович всерьез полагает, что инициатива по отставке принадлежит Федеральной служба охраны, которая перед визитом первых лиц зачищает регион от потенциальных коррупционеров. Если возможно — заводят дела, кого-то увольняют. По этим мотивам якобы Сергей Потапов попросил написать заявление.

А мне кажется, это лишь предлог, чтобы избавиться от Сатаева. Сейчас правящая элита хочет жить спокойно. И когда Сатаев начинает упираться и будоражить общественность, эта самая элита обнаруживает следующую логику: «Вот если бы он сразу ушел в отставку, не обращался бы к «Единой России», все было бы хорошо». Кому? Верхнему слою элиты, который хочет покоя и комфорта? Сатаеву, который оказался вне системы?

Николай Сатаев написал заявление, и ему даже не намекнули, что в лучшие времена работа для него будет. Это тоже четкий негативный сигнал. А ведь даже в нынешней властной конфигурации Сатаев — не человек из прошлого, но вполне мог бы быть востребован. По своим качествам боевой машины пехоты он вполне бы пригодился в Дзержинске в должности сити-менеджера. Это не клановый человек, что очень важно для города химиков, и он явно в состоянии наладить работу администрации. Именно этого сейчас не хватает мэру Дзержинска Виктору Сопину. Но, скорее всего, экс-главе Канавинского района придется взять паузу — якобы из-за возникшего за его спиной шлейфа.

Мне — так вообще кажется, что следствие намеренно прессует Сатаева. Это крайне плохой сигнал. Такое бывает только при заказе. Тут можно вспомнить, как следствие пыталось посадить Николая Петровича под домашний арест. И, скорее всего, важен был не сам арест, а обстоятельства вокруг него. У Сатаева есть дом за городом, где он и живет, и дом в Канавинском районе, который он сдает. Так вот Сатаева пытались посадить под арест именно в том доме, который сейчас сдается. Вы понимаете, да? Как бы обеспечивают лишние проблемы.

Потом при обыске забрали деньги из сейфа. Спустя какое-то время он потребовал вернуть деньги — ему обещали подумать об этом. Сейчас следствие через суд пытается арестовать счета Сатаева. Мощный психологический прессинг, не так ли?

Вот такая стала жизнь у местной элиты. И меня обуревает ностальгия. Раньше было как-то иначе. А сейчас на каждом углу — сдают, предают и продают. Еще пару лет назад на этом поле все-таки были разные игроки: и те, кто топит, и те, кто помогает. А сейчас сплошное равнодушие царит. Лишь бы все было спокойно.

Виктор Деменев