12-11-09

Экономика

Бизнес как обязательное условие счастливой жизни

Так уж сложилось, что экономика в России постоянно подвергалась какому-то насилию. То она была плановой, то ее решили превратить в рыночную. Причем если в развитых странах переходы идут плавно, то у нас все должно происходить в мгновение ока. Вот у нас были города вокруг градообразующих предприятий, а уже завтра все бывшие сотрудники этих предприятий должны каждый открыть по своему делу, потому что иначе, видишь ли, моногорода не спасти.

Власть столкнулась сразу с несколькими проблемами: надо решать что-то с этими самыми моногородами и всякими там автозаводами; надо занять людей в сфере бизнеса, а для этого им стоит хоть что-то об этом бизнесе рассказать. А еще надо попытаться по возможности к этому новорожденному бизнесу приобщиться.

В одной только Нижегородской области насчитывается 13 моногородов. В связи со стремительным вымиранием предприятий-динозавров высвобождается огромное количество людей. Региональные власти периодически бодро рапортуют о том, что в область вновь приходят зарубежные инвесторы, и никто словом не обмолвится о том, что даже крупные иностранные компании, приходя сюда, нуждаются в очень ограниченном количестве людей. Много людей надо там, где все делается вручную, как в средневековье. Один с мотыгой, другой — с кувалдой, и такой дружной компанией колотят, тащат, строят. В Нижегородскую область приходят действительно крупные компании, которые расширились куда только можно и дошли до далекой России с еще более далекой и никому особенно не известной Нижегородской областью. У компаний такого уровня, как правило, хватает денег на новейшее оборудование, на котором может работать даже обезьяна. Производственные линии практически полностью автоматизированы, поэтому предприятие не нуждается в большом количестве специально обученных людей. Этим объясняется и относительно небольшое количество работников завода «Либхер». Если бы завод этот создавался в регионе лет эдак 20 назад, то он вполне тянул бы на градообразующее предприятие, а сегодня это всего лишь отличный современный, самостоятельный от большого количества работников завод тяжелой техники.

Сейчас как-то немодно говорить о противостоянии человека и машины, но, если уж поднимать этот вопрос, придется признать, что машина давно победила человека, так как не пьет, не курит и не относится к своей работе халатно. По большому счету нужны-то единицы квалифицированных инженеров, работников высшей категории, которые следили бы за машинами.

Но что же делать с остальными? Сегодня правительство уже не смущается, открыто призывая людей слезть со своей шеи и занять себя чем-нибудь. По данным на 1 октября, уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,65 процента. На одну заявленную вакансию приходится 0,27 человека, это значит, что число вакансий значительно превышает число соискателей. Численность же нижегородцев, работающих на предприятиях, составляет 1196 700 человек. При этом количество жаждущих работать за месяц сократилось на 500 человек, а количество работников предприятий — на 5600 человек. В прессе несколько раз поднимался вопрос о том, что абсолютное большинство вакансий службы занятости не подходят нормальному образованному человеку. Видимо, кто-то внял этим воплям отчаянья, и служба переквалифицировалась: вместо втюхивания дурацких предложений она стала активно обучать всех обращающихся, в основном стала оказывать консультационную помощь тем, кто хочет открыть собственное дело. И субъекты малого предпринимательства стали возникать повсюду! Корявые, недееспособные — какие есть.

Частное предпринимательство — это планомерная работа наших властей. По всей области появляются бизнес-инкубаторы, и хоть выращивают они не ахти каких бизнес-светил, но все-таки выращивают. Пока подводить итоги и давать какую-либо оценку этой деятельности рано: большинство инкубаторов не проработало и года — но усомниться в эффективности уже можно. Хотя бы на основании проекта «Ночной дозор», который повсеместно приводят в качестве примера успешного предприятия. Напомню, проект предполагает развешивание по лесам видеокамер, по которым в пожароопасный период можно следить, не занимается ли где-нибудь огонь. Эффективность более чем сомнительная. Камеры стоят немалых денег, охват у них небольшой, в случае пожара почти стопроцентная вероятность потери оборудования… Куда эффективнее использовать спутник. Он и не ломается, и предоставляет больше возможностей. Сегодня через спутник можно не только следить за состоянием лесов, но и отслеживать пути миграций зверушек, ловить беглых преступников и решать мировые проблемы. Конечно, это дороже, и я размечталась. Не для малого и даже не для среднего бизнеса — для федерального уровня. Но пример показателен: бизнес-инкубаторы с проектами, которые пытаются расцвести на их базе, — затратное, практически не окупаемое предприятие. Это такой широкий жест, размашистый мазок, который так и останется один на холсте и никого не заинтересует.

Но, возможно, я и ошибаюсь. Возможно, инкубаторы преследуют в первую очередь совершенно другую цель: не создать какие-то конкретные проекты, а инициировать ажиотаж вокруг самой идеи занятия бизнесом. Этой же идее служат и вновь открывающиеся повсеместно учебные заведения и курсы. Буквально на днях в Нижнем Новгороде откроется первый в России институт кадрового развития. Кардинальное отличие от привычных программ вузов и курсов состоит в практической направленности: интенсивный бизнес-курс предполагает 90% практики и лишь 10% теории. Срок обучения — 2 месяца. Заместитель главы города Дмитрий Бирман уже заявил, что подобный институт сегодня просто необходим, так как «катастрофическая нехватка квалифицированных управленцев наблюдается не только в бизнесе, но и в администрации города». Когда вдруг муниципалитеты стали нуждаться в первую очередь в бизнесменах, непонятно, но ситуация, похоже, необратимая.

Давно и планомерно заражает людей жаждой делать деньги Высшая школа экономики. Мне периодически приходится общаться с выпускниками и студентами этого вуза, и каждый раз я чувствую себя после этого странно и некомфортно. Это новый сорт людей, которые прочитали весь печатный бизнес-мусор, прослушали кучу платных курсов бизнес-гуру, молятся на книгу «Духлесс», знают наизусть биографии Цукерберга и Джобса, активно занимаются стартапами. И я вполне допускаю, что несколько человек из всего этого легиона станут успешными бизнесменами.

Как бы ни старались те, что у руля, навязать нам этот западный слащавый образ молодого преуспевающего бизнесмена, каким так хочет казаться маленький, но амбициозный Владимир Якуба (который даже фотографируется снизу, чтобы казаться значительнее), но лицо современного малого предпринимателя сегодня все-таки выглядит по-другому. Это серьезный неулыбчивый человек, у которого есть семья и несколько человек в подчинении, которым нужно гарантировать завтрашний день без лишений. Для этого он много работает и мало спит. Он много думает, бегает по инстанциям и полдня проводит… в судах.

Ровно так выглядит Роман Семенов, который с 1994 года осуществлял пассажирские перевозки по городскому маршруту № 76 «пос. Дубравный — мкр. Щербинки». Год назад он снова выиграл тендер на перевозки, но договор аннулировал Сормовский суд, и на маршрут вышла новая компания «ННТ-2» вообще без договора. Семенов судится не первый месяц, но результатов ноль. 31 октября УФАС по Нижегородской области признала, что администрация города нарушила закон о конкуренции и вынесла представление о том, что аукцион на право занять маршрут со всеми условиями все-таки придется опубликовать до 30 ноября. Но это мало что меняет. По новым требованиям, у перевозчика должны быть абсолютно новые автобусы чуть ли не с кондиционерами. Семенов обновил парк в 2010 году, еще не выплатил кредит за автобусы, а оказалось, что они уже считаются слишком старыми. Есть, конечно, в Нижнем Новгороде ужасные перевозчики, у которых ПАЗики разваливаются прямо на ходу, но здесь не тот случай. Предприниматели опасаются, что конкурсы они не выиграют. Право перевозки получат совсем другие компании, у которых по случайности может оказаться всего два-три автобуса, и они возьмут подрядчиков, — таких, как тот же ИП «Семенов». И будут по улицам Нижнего ездить те же маршрутки, но с кондиционером, а предприниматели будут работать за меньшие деньги и вечно латать свои машины, которые с каждым годом будут все хуже, а кредит придется выплачивать еще несколько лет до той поры, пока они полностью не придут в негодность.

А тем временем бизнес-инкубаторы продолжают открываться, а людям продолжают подсовывать бизнес как обязательное условие счастливой жизни.

Вероника Щедрина