12-11-09

Общество

Протесты: региональные последствия

Региональная линия в протестном движении — одна из наиболее интересных для обсуждения среди специалистов. На очередных немецко-российских осенних встречах, прошедших в Берлине под характерным названием «Гражданское общество без гражданских прав», она была одной из главных.

Вопрос, является ли протестное движение преимущественно столичным феноменом или же активно распространяется по всей России, — предмет научных и политических дебатов. Большинство участников «осенних встреч» поддержали вторую точку зрения. Участие в дискуссиях директора пермского Центра гражданского анализа и независимых исследований «Грани» Светланы Маковецкой, а также нескольких представителей НКО из Санкт-Петербурга показали, что за пределами столицы в России есть точки роста социальной активности, вполне встраивающиеся в логику гражданского протеста.

А протестовать есть против чего. Политолог Дмитрий Орешкин, инициатор движения «Гражданский наблюдатель», охарактеризовал региональную политику Кремля как механизм коррупцинной покупки лояльности местных элит. По его мнению, В. Путину в начале своего правления удалось убедить региональные элиты пойти на своего рода сделку, суть которой сводилась к следующему: центр не трогает их бизнес-интересы в обмен на политическую «присягу на верность», выражающуюся в обеспечении «правильного» голосования на выборах. Понятно, что в такой системе побеждать коррупцию никто не намерен: если бы это произошло, то для Д. Орешкина была бы непонятной мотивация Рамзана Кадырова оставаться в составе России. Иными словами, целостность государства оплачивается повсеместной корруцией.

При этом, считает Орешкин, крупные города быстрее, чем остальная Россия, двигаются в сторону европейских стандартов демократии. Однако параллельно этому движению есть и, условно говоря, «восточный» тренд, который тянет Россию в сторону от Европы.

«Территориальная целостность страны может быть сохранена, но чем дальше Владимир Путин находится у власти, тем меньше на это шансов», — предположил Орешкин и продолжил: «Размораживать отношения центра с регионами все равно придется, но если это будет сделано поздно, то система может сама развалиться. С каждым годом вера в сохранение целостности, увы, уменьшается». Из аудитории подсказали, что на митингах протеста в Екатеринбурге были лозунги «Хватит кормить Москву», а в Казани — «Татарстан не Россия».

Эту же тему продолжил Евгений Гонтмахер из Института современного развития. По его словам, центробежные тенденции в России объясняются экономическими процессами: «Есть города, попадая куда, чувствуешь себя как в Европе. И их жители — например, калининградцы — ощущают себя сопричастными Европе. Но при этом все понимают, что есть и Кавказ. Да и для Дальнего Востока тоже Китай ближе Москвы».

Увы. То, что видят эксперты, в упор не хотят замечать в Кремле.

Андрей Макарычев