12-11-10

Экономика

Метро и кэш

Кто будет строить на площади Горького и почему его преследует подземная электричка

С наступлением осени и увяданием уникального сквера на площади Горького полемика вокруг его судьбы несколько улеглась, хотя общественность плавно готовят к тому, что прибыль из знакового места будут добывать открытым способом, то есть c помощью котлована. Впрочем, случится это, видимо, через пару лет, так как инвестор сейчас несколько занят строительством жилищного комплекса «Цветы», хочет получить огромный кусок земли в Кузнечихе и на досуге занимается управлением городом.

«Создайте здесь сад»

Эта площадь — чемпион по смене названий в нашем городе: Новобазарная, Новая, Арестантская, Середная, имени Первого Мая. Красотой она никогда не отличалась, и когда сам Алексей Максимович смотрел на площадь из окна, открывавшийся вид не вызывал у него энтузиазма: «Направо, через три дома от нашего, широко развертывается площадь, замкнутая желтым корпусом арестантских рот и пожарной каланчой свинцового цвета. Вся площадь изрезана оврагами, в одном на дне его стоит зеленоватая жижа, правее — тухлый Дюков пруд, куда, по рассказу бабушки, дядья зимою бросили в прорубь моего отца… Людей немного, двигаются они не спеша, подобно задумчивым тараканам на шестке печи». Он даже не подозревал, что тут на месте зеленоватой жижи будет стоять памятник ему, писателю Горькому, окруженный ботаническими редкостями и встречающимися парочками.

Кстати, к открытию памятника Горькому в 1952 году его скульптор Вера Мухина сказала такие слова горьковчанам: «Я счастлива, что мне удалось завершить этот образ. Пусть живет он с вами всегда. Окружите любовью площадь, на которой он стоит. Создайте здесь сад, полный берез и кленов, чтобы в жаркий летний день вы сами могли бы отдохнуть под сенью вашего великого земляка и гражданина».

Сквер создали, а вот комплекс завершен не был. Мухина планировала поставить памятник на набережной, глядящим в волжские дали, местом осталась недовольна, но мемориал проектировала внушительный: бассейн с каскадом, фонтан, скульптурные группы «Данко», «Мать», «Буревестник», декоративные камни с начертанными на них цитатами из произведений Горького. Жаль, что планы не были воплощены до конца.

Зато воплощаются заветы Веры Мухиной. Наконец нашлись те, кто готов действительно окружить площадь любовью. Любовью к строительству торговых центров и извлечению прибыли. Поэтому Алексей Максимович подвинется. И каштаны с прочими экзотами тоже.

Самый тихий проект

На самом деле власти шли к застройке площади планомерно и втихую — с 2009 года. Именно тогда проект строительства торгового комплекса с сетью подземных переходов и подземными парковками на площади Горького под названием «Модная площадь» был одобрен инвестсоветом области. ЗАО «Модная площадь Нижний Новгород», входившее в московскую группу «Атлас торговли», должно было получить в аренду участок площадью 12,4 тыс. кв. м и вложить в строительство около 3,5 млрд рублей.

Разумеется, проект был привязан к строительству «Горьковской» станции метро, о которой в 2009 году приходилось только мечтать. А между тем, для торговли метро — важнейшее дело, ибо цена аренды площадей сразу взлетает до небес. Говорят, сейчас, когда метро уже открыто, аренда у особо жадных рантье стоит до 20 тыс. рублей за 1 кв. м. Поэтому в 2009 году проектик отложили до пуска метро в нагорную часть. Ну, чтобы сразу потом отбить деньги, закопанные в землю. Правда, пока ждали, судя по сообщениям СМИ, проект был продан «Донстрою». Название будущего торгового центра тоже сменилось — на «Торговую площадь».

Городским властям в лице директора департамента градостроительного развития и архитектуры Нижнего Новгорода Михаила Романычева проект не понравился, так как подразумевал выжимание из площадки максимальной выгоды для инвестора: огромная торговая площадь, минимум парковочных мест. Он также был возмущен отношением инвестора к способу строительства — открытый котлован. Мнение инвестора понятно — ему бы построить подешевле, а заработать на этом побольше. При этом, разумеется, капитал не подумал о грустной судьбе зеленых экзотов, которые растут на площади Горького. Вступившийся было за кустики Романычев пострадал за свою позицию: вскоре он был уволен из администрации города. История получила огласку и стала обсуждаться на городском форуме, горожане выразили готовность биться за памятник, кусты и вообще прежний облик площади, что вызвало немалое огорчение у властей.

А кто инвестор?

Действительно, названия компаний нам ни о чем не говорят. Но всем интересно, в чью сферу интересов вошла площадь Горького. Источники ИА NewsRoom24 отмечают, что учредителем компании «Донстрой» является Максим Блажко, который к тому же является родственником, предположительно зятем, бывшего заместителя мэра Москвы Владимира Ресина, работавшего в команде Юрия Лужкова вплоть до его опалы.

Но, как назло, у партнеров бывшего московского вице-мэра не находится свободных оборотных средств, и нижегородцы могут временно выдохнуть: в ближайшие пару лет котлована на площади не появится. А там подрастёт и наберётся финансовых сил уже местный девелоперский бизнес. Скептична и нижегородская элита. Мол, отдать площадь москвичам — идея старая и немодная. Нынче в тренде патриотизм, и потому будут строить все же свои, достигшие серьезных результатов в возведении торгово-развлекательных центров, а также в блокировании бизнеса с властью, иначе кто же присмотрит.

Осталось только оглянуться и увидеть, кто же из инвесторов уже осел в районе площади Горького с недешевым проектом.

Вот братья Кузнецовы со своим долгостроем. Их подкосил кризис и нехватка инвестиций, поэтому мы уже несколько лет любуемся на скелет будущего торгово-развлекательного центра. Кстати, в одном из своих интервью Александр Кузнецов, бизнесмен и депутат регионального парламента, заявил, что Олег Сорокин мешает ему строить этот объект. Есть неофициальная информация о том, что Сорокин пытался даже купить у них долгострой, но Кузнецовы не согласились расстаться с объектом. Поэтому теперь логично предположить, что братья будут мучиться с административными барьерами до тех пор, пока выкопанный котлован на площади Горького не начнет торговлю. И тогда кузнецовское детище останется пустым, так как арендаторы сядут в подземелье.

Кстати, а вот проект на роскошном земельном участке в границах улиц Горького, Новой, Ильинской и площади Горького. «Новая» в Нижнем» уже писала об этом. Участок был без обременений, чем он особо сладок инвесторам. В центре города — это тоже невероятно вкусно. Но заявилась всего одна компания — некий «Регионинвест52», который появился на свет за пять дней до аукциона и получил право застраивать за 84,3 млн рублей. При том, что областной бюджет для подготовки площадки потратил 360 млн рублей. Следы хозяина затерялись в кипрских оффшорах. А юридический адрес «Регионинвеста52» — улица Горького, 117. Это офисное здание принадлежит сорокинской группе компаний «Столица Нижний».

А теперь задачка для первого класса — так кто же будет строить на площади Горького? Фамилию сами вспомните.

Притягивающий метро

Есть ощущение, что Сорокин страдает редким феноменом: как древний царь Мидас, который все, к чему прикасался, превращал в золото, Сорокин везде, где ни начнет строить, вызывает строительство метро. Впрочем, почему страдает? Может, он наслаждается? Сорокин как никто другой понимает, что сочетание бизнеса и бюджетных возможностей дают великолепный результат. Вот она — настоящая синергия: строишь дом или ТРЦ, а бюджет и коммуникации подкинет, и дорогу, и инфраструктуру возведет, в том числе метро, что весьма повышает цены на жилье и аренду коммерческой недвижимости.

Стоило построить «Седьмое небо», как жителям комплекса привалило счастье в виде детского садика на 225 мест и дороги за 136 млн почему-то бюджетных рублей, стадиона к Чемпионату мира в 2018 году и, разумеется, метро. Правда, после истории с зенитовскими болельщиками, которые закидали полицейских фаерами и взрывпакетами, а также выжгли свой сектор, я сильно не завидую жителям пенопластовых домов, чьи дворы будут забиты кредитными иномарками и в 2018 году. Вряд ли «семинебовцы» так сильно нуждаются в метро, живя у подножия Канавинского моста, в отличие от жителей Московского и Сормовского районов. Однако в этих далеких палестинах Сорокин не строит ничего, поэтому жители окраин подождут. К тому же почему на Мещере будет две-три станции? На каждом перекрестке что ли? И интересно, почему бы одну из них не пробросить в Бурнаковскую пойму, которую отделяет от Мещеры лишь железная дорога? Там как раз Березин строит свой жилкомплекс. Ну разумеется, не пробросят. Уступил же он участок под ЖК «Цветы» без боя. Вот и метро не для всех.

Следующая после «семинебовских» интересная Сорокину станция — «Сенная». У его бизнеса есть планы по застройке тамошних земельных просторов. Почему бы нет, если в центре города земля такая дешевая и никто на нее, свободную от прав третьих лиц, даже не претендует? Посмотрим, кто приедет на Сенную раньше — подземная электричка или бизнес заслуженного строителя.

Денис Никифоров