12-11-09

Экономика

Зона бюджетной безопасности

В Заксобрание Нижегородской области был внесен на рассмотрение облбюджет на 2013 год. Доходы должны составить 101,3 млрд руб., расходы предусмотрены в сумме 108,9 млрд руб. Дефицит, по прогнозам, должен составить 7,6 млрд руб. Удельный вес государственного долга региона будет последовательно снижаться. В 2013 году он должен составить 59,9% от общего объема доходов бюджета, в 2014 году — 58,3%, в 2015 году — 54,6%. Две трети расходов бюджета будет направлено на социальную сферу, в том числе, запланировано повышение зарплат некоторым категориям бюджетников.

«Облбюджет-2013 — бюджет стабильного экономического развития региона»

Вячеслав Аксиньин, депутат Городской думы Нижнего Новгорода

На мой взгляд, государственный долг области находится на экономически безопасном уровне. А начиная со следующего года, правительством региона планируется его последовательное снижение. Как следствие, снизится и дефицит. Это говорит о том, что работа с инвесторами приносит свои плоды, регион привлекает все больше частных средств на свое развитие. Тем не менее, надо понимать, что сам госдолг для региона не опасен, если только заемные средства не «проедаются». А областное правительство занимает деньги только под крупные проекты — на развитие экономики и повышение качества жизни людей. Основная сумма заимствований идет на развитие транспортной, инженерной инфраструктуры. На одно только метро нужно около 20 млрд. В этом случае занимать — это не транжирство, а экономия, ведь темпы инфляции значительно выше процентной ставки госдолга. Социальной сфере в бюджете области уделяется огромное внимание. На 2013 год запланировано повышение зарплат почти всем категориям бюджетников. Все это говорит о том, что бюджет-2013 — это бюджет стабильного экономического развития.

«Деньги занимаются под крупные проекты, а не просто «проедаются»»

Андрей Макаров, депутат Государственной Думы РФ

Осень — время принятия сложных решений, принятия бюджетов и на федеральном, и на региональных, и на муниципальных уровнях. Это решения, которые скажутся на жизни каждого россиянина, поэтому здесь нужна особая ответственность. Причем самую сложную работу приходится выполнять на региональном уровне. Принятые парламентом и губернатором решения напрямую скажутся на качестве жизни людей — на уровне здравоохранения, образования, транспортного обслуживания. А у большинства регионов нет тех ресурсов, что есть у федералов. Поэтому возникает вопрос выбора приоритетов. Что делать, когда проблему необходимо решать, а денег не хватает? Однозначно нужно занимать. Наши оппоненты часто выдвигают аргумент против — якобы, мы живем за счет будущих поколений. Действительно, можно откладывать деньги на черный день, копить. Но тогда, я уверен, мы будем наоборот — обкрадывать будущие поколения! Обкрадывать их тем, что не развивались сегодня.

Когда я слышу упреки, что область берет слишком крупные кредиты, я согласиться с этим не могу. Это займы на развитие. В области установлен очень жесткий порог госдолга, за который она ни разу не перешла, — 65%. Во многих других регионах этот предел намного выше, и они уже не раз его переходили. Грамотная кредитная политика, когда деньги занимаются под крупные проекты, а не просто «проедаются», — это характерная особенность облбюджета.

«Финансирование программ развития региона превысит уровень дефицита»

Александр Шаронов, депутат Заксобрания Нижегородской области

В последние три-четыре года госдолг региона увеличивался, и эта мера оправданная. В условиях кризиса госзаказ для многих предприятий был единственной возможностью выжить, то есть наращивание объемов кредитования было необходимо для поддержки региональной экономики.

Само наличие госдолга я считаю абсолютно нормальным для региона. Займы — это способ ускорения экономического развития, как для области, так, например, и для любого предприятия. Можно копить деньги, а потом тратить, а можно на кредитные ресурсы запустить крупный проект, а потом постепенно расплачиваться. Вопрос в том, на что тратятся займы. Если на «поддерживание штанов» — это тупиковый путь. А если на развитие — совсем другое дело.

У нас в регионе в следующем году дефицит бюджета будет значительно меньше программы развития. Это показатель здоровой экономики. На 2013 год мы существенно увеличиваем размер дорфонда, вновь повышаем зарплату бюджетникам. Кроме того, наш долг намного меньше, чем в других регионах, мало того — и в других странах. Во многих благополучных государствах Европы государственный долг превышает 80% (например, в Германии), а в США — он больше 100%. Тем не менее, правительством было принято решение — сегодня мы подошли к той черте, когда увеличение госдолга перестало быть необходимостью, и мы начинаем его понемногу снижать. В процентном соотношении к доходам.