12-11-24

Политика

Отпустить ДУКи

В Администрации Нижнего Новгорода идут активные дискуссии на тему приватизации оставшихся 25-процентных долей районных домоуправляющих компаний — включать эту операцию в прогнозный план или нет. Вроде бы вполне себе локальная тема. Но спор принял инт

Идея продать доли в ДУКах сразу вызвала плюрализм мнений — в лучших демократических традициях. Глава города Олег Сорокин поручил депутатам собраться для обсуждения. Кому-то пришла в голову интересная мысль: раз у города 25‑процентная доля, то нужны не деньги, а четверть домов на обслуживание, находящееся сейчас у ДУКов. Но как объяснила администрация, доля от пакета тем и отличается, что такой подход не уместен. Хотя, думается мне, это был бы интересный опыт размонополизации рынка жилья.

Горадминистрация заявила, что домоуправляющие компании семи районов (кроме Автозаводского) вводят жителей в заблуждение: фактически заявляют, что город с ними, а потому они надежнее остальных. За счет принадлежащего городу пакета из 25% ДУКи имеют особый статус и, так сказать, «бренд». Но проблема в том, что по факту городские власти не могут влиять на общую политику и конкретные действия руководителей ДУКов, а значит, 25% доли поставить в план приватизации нужно — честности для.

Администрация ответила, что да, мол, ДУКи обслуживают основную массу жилого фонда, но тут имеет место тот случай монополизма, который устраивает жителей города. Потому что имея дело с районными ДУКами, горожане не остаются один на один с частниками: у них есть возможность пожаловаться либо в горадминистрацию, либо в соответствующую районную администрацию. Город же, пытаясь продать свою долю, просто снимает с себя ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство, которое чуть ли не единственное и осталось у муниципалитета. Это даже политически неправильно.

Представители ДУКов отрицают довод, что они прячутся за город. Они не согласны с тем, что у властей нет влияния на ДУКи. В частности оно проявляется через арендные отношения с домоуправляющими компаниями, а также через не приватизированный жильцами жилой фонд. Право голоса позволяет защищать и права жителей, которые приватизировали свои квартиры.

Похоже, между ДУКами и городом будет заключено политическое соглашение. ДУКи купят пакеты акций у города по специальной, а не рыночной цене. Тем самым город не потеряет лицо, а ДУКи получат полный контроль над ситуацией внутри своих компаний

Возникает следующий, вполне логичный, вопрос: насколько дорого можно продать долю в 25% ДУКовских акций. Кто-то говорит, что в сложившейся ситуации цена практически нулевая и не может быть иной. Кто-то утверждает, что если сейчас эти самые доли хоть сколько-то стоят, то у основных собственников есть все возможности обнулить их цену. Например, путем эмиссии акций. А кто-то говорит, что цена может повыситься. Вот, дескать, ведутся переговоры о том, что дома пятой-шестой категории могут уйти к специализированной управляющей компании. И если это произойдет, то цена городской доли резко вырастет. А значит пока говорить о продаже преждевременно.

Распространена точка зрения, что в покупке городских пакетов акций реально заинтересованы сами ДУКи. Впрочем, экзотическое мнение тоже присутствует: мол, новые игроки могут эти доли купить, а потом, уже изнутри проанализировав эту ситуацию, начнут перезаключать договоры с многоквартирными домами на себя.

Похоже, между ДУКами и городом будет заключено политическое соглашение. ДУКи купят пакеты акций у города по специальной, а не рыночной цене. Тем самым город не потеряет лицо, а ДУКи получат полный контроль над ситуацией внутри своих компаний.

Что касается депутатов Гордумы, то они, судя по всему, вообще не хотят влезать в процесс: говорят, что когда были серьезные сделки по продаже 75% ДУКов, обошлись без их участия, а сейчас, когда уровень сделок упал до минимальной значимости, их втягивают в ситуацию. Но они, депутаты, против продажи доли города.

Ситуация действительно непростая. Когда в конце 2009 года за сравнительно небольшую цену продавали большой 75-процентный пакет акций, говорили, что это только потому, что у компаний будет социальная нагрузка в виде домов пятой-шестой категории. Теперь речь идет о том, чтобы создать муниципальную компанию для управления домов с высоким износом и, плюс ко всему, город хочет скинуть свои доли в ДУКах, так как влиять на происходящее невозможно — всем распоряжается собственник. Так что же мы получим в перспективе? ДУКи — монополисты, на сто процентов частные и, так сказать, очищенные от нерентабельных многоквартирных домов. Да еще и куплены они были дешево. Это можно рассматривать как готовность к перепродаже. Причем, за вполне приличные деньги.

Возникает вопрос: а придут ли в Нижний Новгород хорошие инвесторы? Есть и надежды, и риски. Пока, видимо, вторые превышают первые. Так что приватизацию затормозили вполне закономерно.