12-11-24

Культурный слой

Замшевый джаз

На прошлой неделе в зале «Premio» бывшие участники «Замши» Таня Гуляева и Александр Островский презентовали дебютный альбом проекта Tanya Gulyaeva’ Private Collection («Частная Коллекция Тани Гуляевой»). Таня впервые выступила автором песен, а Александр помог ей с текстами и аранжировкой. Сами музыканты определяют стиль как «комфортный джаз», и джаза тут действительно намного больше, чем в «Замше», но и не без фанка и соула. Не скажу, что звучит альбом сверхсовременно, нет, скорее, даже весьма консервативно. Профессиональный альбом с фоновой музыкой, с музыкой релакса. Любители копаться в музыкальных глубинах вряд ли отыщут клад.

Гуляева рассказывает, что давно уже делала робкие композиторские попытки, но стеснялась показать наброски даже своим близким. Но однажды, в стрессовый период развода, Таня села за клавиши и записала в ноутбук некоторые музыкальные фрагменты. Продемонстрировала наброски Островскому, который откликнулся мгновенно, прислав текст к одной из мелодий. Оба включились в работу — экспериментировали, подбирали стили, звуки, придумывали партии. Как вспоминает Таня, так увлеклись, что не заметили, как получился целый альбом.

— Изначально мне хотелось, чтобы песни были на английском языке. И я вспомнила, что училась в музыкальном училище с пианисткой Светой Зиминой, которая писала классные стихи. Теперь она живет в Канаде, английский стал для нее вторым родным языком. Я предложила ей перевести песню «Унисекс». И Света сработала оперативно.

Практически за неделю виртуозно перевела восемь композиций. И со вкусом!

— В альбом вошли как русскоязычные варианты, так и переведенные. Но если ты захочешь спеть песню из сольного альбома на концерте, ты ее, скорее всего, споешь в англоязычной версии?

— Наиболее органично на концерте будут смотреться мои песни именно на английском. Русскоязычные версии помогли создать образ каждой песни, разработать идею. Сейчас это скорее такой бонус на пластинке, для тех, кто любит воспринимать песню целостно, но не очень хорошо знает английский.

— Что на тебя влияет как на музыканта?

— Самое сильное влияние на мое развитие как артистки и певицы, безусловно, оказал «замшевый» опыт. Это была школа жизни, если не сказать выживания. В период «замшевого» затишья я познакомилась с ребятами из «Отражения», взрослыми опытными музыкантами — и стала петь все подряд — и джаз, и блюз, и фанк, и ритм-н-блюз, и выступала в «Джем-Престиже», что не могло не отразиться на моих музыкальных вкусах и манере пения, что очень изменилась с начала 2000-х. Менялась я и как человек — успела выйти замуж, развестись, несколько раз влюбиться. Полюбила читать, увлеклась эзотерикой, занялась кундалини-йогой, медитацией.

— Я прослушал альбом. Это «разные песни про разную меня» или разные песни про разных людей?

— О моих эмоциях, мечтах и ощущениях! Хотя тексты написаны не мной, они задают близкий мне настрой. Нет задачи поразить слушателей высокой интеллектуальностью, напротив, текст призван не напрягать, а создавать настроение. Ведь стиль smooth jazz предполагает легкое романтичное настроение, даже эротическое.

— Это песни о той жизни, которую я плохо знаю — о жизни селебритиз, о, пожалуй, даже пародийном гламуре. Однако в одной из песен есть фраза: «Я стираю краски социального положения». Она о чем?

— Образный ряд песен у нас диктовался музыкой. К примеру, композиция «Stardust» — соул-блюз. А о чем может быть песня в лирическом соул-блюзе? О любви, о воспоминаниях, об одиночестве. Ну и с налетом гламура, конечно. Композиция «Unisex» — фанковая. Фанк требует более ироничного, менее гламурного текста. И именно эта вещь в большей степени отражает мое «повседневное» я, и я действительно «стираю краски социального положения», с удовольствием общаюсь и дружу с людьми самых разных социальных слоев. Это моя семья, друзья детства, независимо от того, чего они добились в жизни, они как родные, которых не выбирают. И коллеги-музыканты, и статусные VIP-персоны.

— Ты выступаешь сольно «под минус», с группой «Отражение», по старой памяти еще и с «Замшей». У тебя огромный репертуар — наверное, из трех сотен песен. Интересно, много ли времени уходит на всяческие репетиции? Или репетирует тот, кто петь не умеет?

— Да, программа большая и разнообразная. Ты еще не знаешь, что я вдобавок пою с диджеем Владимиром Румянцевым (WowWeek) в стиле «vocal house», и планирую выпустить пластинку «Tanya Gulyaeva Dance Collection». Так что репетиций хватает, а с живым составом без репетиций просто не обойтись. Трудно заучивать наизусть новые песни на английском языке, память перегружена, не может вместить все, и это огорчает, ведь хочется чаще обновлять репертуар.

— Я слышал, что песни с твоего альбома попали на эфирные радиостанции? Так?

— Мы составили список из наиболее рейтинговых радиостанций, как российских, так и мировых, которые крутят smooth jazz. И разослали несколько самых удачных треков. Из эфирных станций откликнулось украинское «Music Radio», что вещает на восемь городов в FM-диапазоне. Представитель станции подтвердил, что песни взяты в ротацию.

— Я тут наткнулся на рецензию альбома. Нехвалебную. Цитата: «Простоватая аранжировка с головой выдает ее провинциальное происхождение… Мелодиям, вполне приятным, не хватает оригинальности, их попросту не хочется слушать снова и снова… Ощущение неискренности переходит в открытое чувство неловкости, как только диск проходит «экватор», и те же песни начинают звучать на русском языке». Как ты относишься к критике? И что думаешь по поводу этих оценок?

— Отношусь адекватно. Что касается конкретной нижегородской рецензии, то я заметила, что понятие «провинциальность» особенно волнует именно местных околомузыкальных деятелей. Видимо, всему виной близость к Москве и подсознательное желание все мерить на какой-то воображаемый «московский аршин», как в большом мире. Но сегодня весь мир за счет провинциальности и двигается в музыкальном смысле. Смешной пример — Gangnam Style. Чисто корейская провинциальная вещица. И с точки зрения нижегородского критика — простенький клип, саунд 90-х годов, корявый корейско-английский язык. Но миллиард просмотров на Youtube! Мы были готовы к тому, что некоторые поклонники «Замши» будут проводить параллели между «замшевым» творчеством и новым альбомом. Но к нашему smooth jazz не стоит применять поп-роковое «замшевое» лекало. Зачем музыке легкого релаксирующего настроения какая-то особая искренность и драйв?

— Но можно ли, живя в провинции, преодолеть провинциальность?

— У непредвзятых слушателей провинциальных ассоциаций нет. Не буду перечислять наших вполне себе «бомондных» друзей в Москве и за рубежом, которые очень позитивно восприняли наше творчество, в том числе и на русском языке. Smooth jazz, как и любое другое направление джазовой музыки, — это такой глобальный клуб, где музыканты каждой страны с точки зрения самовыражения создают свой индивидуальный продукт, но в рамках единого большого стиля. Поэтому, для него практически не существует понятия «провинциальность». Если сыграно качественно, звучит адекватно стилю, создает настроение — это smooth jazz, и все.

Вадим Демидов