12-11-30

Экономика

Ассоциативное мышление

Нижегородские промышленники не стали делать резких движений

В прошлый четверг, 22 ноября, состоялось отчетно-выборное собрание Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей. Ушел со своего поста президент НАПП Владимир Лузянин, однако новый президент НАПП так и не был избран — эту должность сократили за ненадобностью.

Накануне собрания президент АО «Термаль» Владимир Буланов написал открытое письмо руководителям промышленных предприятий Нижегородской области, в котором отметил, что НАПП в качестве президента нужен производственник, а не функционер. Главная претензия Буланова, не раз им озвученная, — в регионе самые высокие тарифы на электричество в ПФО. «Абсолютно уверен, что, если бы не Владимир Ильич Лузянин, ситуация в Нижегородской области была бы еще хуже, — пишет Буланов. — Однако сегодня речь идет о том, что его место может занять функционер, человек, не имеющий прямого отношения к проблемам промышленности. Вся деятельность Ассоциации в этом случае сведется к распылению сил. По сути, это будет сознательное и планомерное нивелирование принципиальной позиции промышленников по многим наболевшим вопросам. В моем понимании, это разрушит нашу Ассоциацию как союз предпринимателей, являющийся сегодня самой влиятельной общественной организацией в регионе. На мой взгляд, у нас много в регионе достойных предпринимателей, которые могли бы возглавить ассоциацию».

Формально в НАПП после 22 ноября нет президента, однако оперативное управление по-прежнему осуществляет столь же бессменный генеральный директор ассоциации — Валерий Цыбанев, который одновременно возглавил Совет Ассоциации, куда вошли наиболее авторитетные промышленники региона. Почему же идея Буланова о руководителе-практике НАПП так и не стала реальностью? Он вот уже второй десяток лет руководит крупным предприятием — заводом «Термаль», поэтому знаком с производством не понаслышке.

Другое дело, что большинство руководящего состава НАПП — так называемые «красные директора», как правило, вышедшие из структур поздней советской бюрократии, имеющие партийно-комскомольскую выучку. Буланов же «поднялся» в «девяностые», став директором областного департамента поддержки предпринимательства при губернаторе Борисе Немцове. Буланов — один из первых в регионе представителей сословия чиновников-предпринимателей, человек другого склада ума и другой управленческой школы, нежели большинство функционеров НАПП. Он для них — классический «чужой». Речь идет не о том, что Буланов лучше или хуже большинства представителей директорского корпуса — он просто другой: менее осторожный в высказываниях, склонный к «выносу сора из избы». Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо потому, что вопросы, которые ставит Буланов выносить в публичную плоскость пока мало кто решается. Плохо, потому что в НАПП, скорее, предпочитают консервативный стиль управления и не склонны к резким высказываниям на публику.

Характерный пример — высокие региональные тарифы на электроэнергию и тепло в регионе, которые объективно тормозят развитие нижегородской промышленности. Одна из главных причин заключается в том, что большинство нижегородских энергоснабжающих организаций вырабатывают только тепловую энергию. В результате «на выходе» тепло для нижегородцев становится по цене чуть ли не золотым.

Совместная выработка электрической и тепловой энергии, когда тепло — только побочный продукт выработки электричества в энергетике носит название «когенерация». В Нижегородской области уровень когенерации не превышает 30 процентов, тогда как в Татарстане когенерация приближается к 80 процентам, а в Москве вообще зашкаливает за 90 процентов. То есть другим регионам тепло достается дешевле, чем Нижегородской области, причем, по объективным причинам.

Подавляющее большинство энергоснабжающих организаций создавались в советское время. Тогда на разный уровень когенерации в разных регионах не особенно обращали внимания, потому что за все платило государство — где-то больше, где-то меньше. Сегодня невинная для советского времени разница в уровне когенерации больнее всего ударила по Нижегородской области в части тепловых тарифов. Это одна стороны медали.

Другая же заключается в том, что энергетики в России представляют собой некое «племя неприкасаемых», поэтому могут позволить себе гораздо больше, нежели даже самые влиятельные представители директорского корпуса.

Буланов абсолютно справедливо ставит вопрос высоких тарифов для промышленности на повестку дня. Другое дело, что Владимир Анатольевич состоит «не в той партии, в которой надо», а потому большая часть его инициатив принимаются директорским корпусом в штыки — таковы правила игры. Возможно, руководство НАПП понимает, что «плетью обуха на перешибешь», поэтому сознательно не обостряет конфликт с энергетиками. В то же время когда нужно, голос НАПП звучит громко и авторитетно. В Законодательном собрании и правительстве Нижегородской области не только прислушиваются к пожеланиям НАППовцев, но и включают их инициативы во властные распоряжения и законы. Например, в том, что с 1,23 млрд рублей в 2008 году до 5,3 млрд рублей в 2011 году увеличилась поддержка промышленности из бюджета области, есть и немалая заслуга Ассоциации. В 2010 году был утвержден «План Правительства Нижегородской области по переходу к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности региональной экономики на 2010–2012 годы». В формировании этого плана Ассоциация приняла активное участие. По инициативе НАПП были приняты законы «О промышленной политике в Нижегородской области», «О льготах по налогу на имущество на вновь введенное оборудование», «О льготах по налогу на прибыль для организаций в зависимости от объема их капитальных вложений в объекты основных средств».

Безусловно, НАПП является общественной организацией, которые в нашей стране не имеют такого солидного веса как официальные органы власти. Однако по сравнению с другими общественными организациями «голос НАПП» сегодня звучит гораздо мощнее и звонче. Но Буланову и другим представителям так называемых несогласных топ-менеджеров уже хочется большего. Пока побеждает консерватизм, базирующийся на старом как мир принципе «как бы не было хуже». Но голоса многочисленных «булановых» раздаются все громче и громче.

Сергей Анисимов