12-11-30

Политика

Яблоко для двух Олегов

Раздел мегаполиса — зоны ответственности и зоны комфорта городского тандема

В конце 2010 года к власти в Нижнем Новгороде пришли бизнесмены — девелопер Олег Сорокин и ресторатор Олег Кондрашов. К концу 2012-го стало известно, кто из них на коне, а кто явно промахнулся. К 2015-му тот, кто слабее, может не просто утратить политические и предпринимательские перспективы, но и стать объектом интереса правоохранительных органов.

Свадебный генерал и мэр

Нижний не стал пионером в нехитром деле внедрения во власть бизнесменов, причем не просто управленцев, которые меняют дорогое кресло в крупнейших российских компаниях на потертые стулья муниципальных чиновников. В 2010 году к управлению мегаполисом подошли два собственника своих бизнесов. Вера в то, что бизнесмен во власти становится «золотым человеком», который о России думает, сродни вере в деда Мороза и прочему волшебству. Бизнесмен во власти так же, если не сильнее, заточен на получение максимальных выгод и лоббизм сподвигнувших его на поход во власть сил.

Сферы влияния были поделены практически сразу. Успешный девелопер Олег Сорокин выбрал себе тихую скучную работу спикером городской думы и в качестве подсластителя этой пилюльки — контроль над профильным куском администрации, отвечающий за градостроительство и земельные ресурсы. Скромно так и со вкусом. Олегу Кондрашову дали в руки настоящий джойстик управления — функционал главы администрации. То есть хочешь — ищи компенсации выпадающих доходов в нищий бюджет, хочешь — лазь по подвалам, смотри там старые трубы, хочешь — отвечай за все это перед думскими депутатами. Так поделили власть Сорокин, имеющий в кармане ГК «Столица Нижний», и Кондрашов, у которого на свободе остался ресторанный бизнес, и перед которым также маячит коммунально-энергетическое лобби. Поделили примерно, как мужик и медведь, который как-то неудачно выбирал то вершки у репы, то корешки у пшеницы. Прошло всего два года работы, а уже стало понятно, что один из них явно уступает в достижениях другому.

КПД на тысячу процентов

Сорокин отлично освоился со своей непыльной работой: проводит заседания городских депутатов, режет ленточки на торжественных мероприятиях, отчитывается о тяжести муниципального бремени и подвигах на этой почве. Вообще, в его отчеты не попадают настоящие результаты девелопера во власти, а жаль. Стоит их окинуть взглядом, как становится понятно, что Сорокин не зря зашел во власть. Он черпает сливки не десертной ложечкой, а суповым половником. Смотрите сами. Пенопластовое «Седьмое небо» стало более комфортным за счет не самого большого городского бюджета, который достроил оптимизированный детский сад и даже проложил автомагистраль. Рядом есть еще участок для освоения под жилой микрорайон. Не без настойчивых предложений нижегородских властей на Мещере будет построен стадион для чемпионата мира по футболу в 2018 году, что означает притяжение инфраструктуры, инвестиций и, как следствие, удорожание конечной цены на вновь возводимое сорокинское жилье. Там будет метро, железнодорожное сообщение с Московским вокзалом и аэропортом. «Столица Нижний» с использованием сорокинского административного ресурса заполучила землю под бывшим совхозом «Цветы», и глава МСУ лично благословлял сваю, которую забили в фундамент первого дома, — это на данный момент самый крупный строящийся жилой комплекс в городе.

Местные застройщики, выжившие после московского нашествия, а сейчас закатанные в асфальт местным же игроком, даже готовы бороться с бизнес-ресурсом Антона Аверина, но никак не могут позволить себе проверку законности конкурсов и аукционов сорокинских компаний

«Новая» в Нижнем» уже писала о сорокинских следах в деле освоения лакомых земельных кусков в центре Нижнего Новгорода — в районе улицы Белинского, Сенной и даже строительства подземного торгового центра на площади Горького. И опять же по следам будет тянуться ниточка метро. Причем нельзя сказать, что сорокинский бизнес весь ободрался в кровь, пробиваясь к этим ресурсам — все давалось легко, без конкуренции и по крайне привлекательным ценам. Миллиардные инвестиции, миллиардные прибыли — это ли не корешки от репы и вершки от пшеницы? Нижегородские застройщики, включая многолетних лидеров рынка, вроде «Жилстроя-НН», резко подвинулись на рынке с приходом Олега Сорокина во власть. Они переключились на дешевые проекты в заречной части города, и никто из них не хочет давать публичную оценку успешному сплаву бизнеса и административного ресурса Олега Валентиновича. Дошло до того, что местные застройщики, выжившие после московского нашествия, а сейчас закатанные в асфальт местным же игроком, даже готовы бороться с бизнес-ресурсом небезызвестного в области чиновника Антона Аверина, проглатывающего землю в Кузнечихе и на Верхне-Волжской набережной. Но никак не могут позволить себе проверку законности конкурсов и аукционов сорокинских компаний. Страшно же.

Понятное дело, что к 2015 году Сорокин подойдет еще более богатым и влиятельным человеком, нежели был. Увлекаясь ведением заседаний Городской думы и, как говорят, являясь сторонником приватизации региональных силовиков крупным бизнесом, он вряд ли формально натворит такого, что им будут интересоваться компетентные органы. Но финансовая состоятельность позволит финансировать политический клан, который не забудет его и пока поддерживает аппетит Олега Валентиновича к губернаторским перспективам.

Мечтательный лоббизм

А что же Олег Кондрашов? Да, в его руках реальное оперативное управление городом, которое по сути и является настоящим мэрством. Но что такое быть главой администрации мегаполиса при двухголовом управлении городом? Отвечать, почему Нижний Новгород имеет 17 млрд рублей доходов и не может развиваться? Объяснять, почему этот детский сад невозможно отремонтировать, а в этой школе родители сдают деньги на спортинвентарь? Рассказывать, что даже региональному парламенту плевать на нужды областного центра? Принимать жалобы на текущие крыши и растущие тарифы? Ответственности — море. Прокуратура пристально в мелкоскоп рассматривает финансовые детали работы, нависая над исполнительной властью, как дамоклов меч. А вот окупается ли эта весьма неблагодарная работа.

Кондрашов увлекся муниципальными квестами и загадками на тему «Где взять деньги и все это отремонтировать?». Однако его бизнес не получил никаких дивидендов. О сорокинских успехах можно только мечтать даже с учетом получения финансового контроля над ДУКами. В сфере ЖКХ зарабатывать — это вам не жилые кварталы строить и продавать. Коммунальный рынок не избавлен от госрегулирования — там тарифы не задрать, как цены на квадратные метры нового жилья.

Политические перспективы сити-менеджера? Это фигура, которая обычно пускается в расход, несмотря на рейтинги и узнаваемость. Этому способствует масса грустных муниципальных историй, которые могут происходить по объективным причинам, но традиционно списываются на плохое управление. Кондрашов объективно не может отвечать за бюджетную политику Федерации и региона, оставляющих Нижний без штанов, но все политические неудачи будут повешены именно на него. Успешными для города эти годы, пожалуй, не назовут при всем управленческом таланте сити-менеджера. Что его ждет к 2015 году?

Разве кондрашовская история хождения во власть так же радостна, как и сорокинская? Причем насмешка судьбы тем горше, что пописи на многих документах, которые приближают Сорокина к российской золотой сотне богачей по версии «Форбс», ставит именно Олег Александрович. Ну, в сказке мужик репу тоже не сам дергал — медведя заставил. В обмен на вершки.

Денис Никифоров