12-12-07

Среда обитания

Город, который не нужен

«Расширители» улицы Горького могут смахнуть исторический квартал и часть парка

Летом защитники дома купца Чеботарева недоумевали, как снос одного-единственного здания может поспособствовать расширению всей улицы Горького — ведь реализации этого проекта так или иначе помешает куча всего исторического и социально значимого. Чиновники тогда отмалчивались. И лишь недавно стало известно, что с идеей расширения власти не простились, и с начерченных до площади Свободы прямых линий будут убраны все остальные преграды — какими бы ценными они ни были. Резные деревянные дома XIX века, образующие целый исторический квартал, пойдут под экскаватор. Только один из них — музей интеллигенции, являющийся объектом культурного наследия, — планируется перенести. Под угрозой уничтожения оказалась также часть парка Кулибина, примыкающая к улице Горького.

Квартал между Студеной и парком Кулибина — единственное в городе место, сохранившее в комплексе застройку 1833 года. В позапрошлом столетии здесь преимущественно селились интеллигенты и священники, в начале XX века в этих зданиях устраивали сходки революционеры. Сейчас, по словам архитектора Ирины Агафоновой, это лучшие деревянные дома в Нижнем Новгороде: у каждого из них уникальные особенности и неповторимая судьба.

У архитекторов была идея «узаконить» это место, прописав в нем особые градостроительные режимы, но власти распорядились по-иному. Четыре года назад в глубине квартала вырос нехилый офисный центр, перед чем пришлось снести пару старинных домов, а с одного из зданий сняли статус вновь выявленного объекта культурного наследия.

Естественно, оставшиеся «гнилушки» — несмотря на их богатую историю и уникальную резьбу — не реставрируются, даже не ремонтируются. Тот, что находится рядом с бывшим кинотеатром «Спутник», не так давно был подожжен. Сейчас он закрыт со всех сторон, чтобы не портить намечающуюся помпезность.

Что касается музея интеллигенции (127-й дом по Горького) — единственного здания в квартале, с которого пока не снят статус памятника, — то уже готов проект его переноса в музей архитектуры и быта на Щелоковском хуторе. Но наши источники в среде реставраторов отмечают, что проект этот сырой, и если он не будет доработан, зданию грозит уничтожение. В частности необходимо прописать привязку к месту переноса, коммуникации, без которых дом не сможет «жить», и так далее.

Согласно законодательству, перенос памятника возможен в случае угрозы его уничтожения и только по решению федеральных властей. Летняя практика показала, что планы по расширению дороги — это действительно серьезная угроза для исторических зданий: могут и статус снять, и под ковш пустить. Что же касается решения федеральных властей, то за ним, думается, дело не станет. Говорят, на днях один высокопоставленный нижегородский чиновник уже катался в Москву, чтобы согласовать втихаря снос всего квартала.

Дальше расширенная дорога упирается в парк Кулибина, который, помимо экологического, имеет еще и мемориальное значение: люди помнят, что в этом месте находилось Петропавловское кладбище… Тем не менее, на прошлой неделе заместитель директора городского департамента градостроительного развития и архитектуры Вера Казанцева сообщила о том, что ограду парка придется отодвинуть на пять метров вглубь. Разумеется, место планируется освободить под дорогу. По словам Казанцевой, эта «полоска» расположена вне границ мемориала, так что с чисто моральным аспектом все нормально. Но экологии города реализация этих планов нанесет явный ущерб. Дело в том, что на данной территории растут вековые липы: два ряда здоровых деревьев (там их не менее 60) тянутся сегодня вдоль улицы Горького как раз на той «полоске», которую хотят отдать под расширение. Обычно деревья на спорных территориях объявляются больными, но на этот раз номер не пройдет, ибо в прошлом году в парке Кулибина (в том числе и у ограды) была проведена масштабная санитарная вырубка.

По словам эколога Асхата Каюмова, этим липам надо сказать «спасибо» за то, что они в такой неблагоприятной экологической обстановке продолжают давать нам кислород. В экоцентре «Дронт» считают, что спил деревьев ради расширения дороги (читай — ради еще большей загазованности) неприемлем.

«Парк Кулибина — едва ли не единственная в историческом центре Нижнего озеленённая территория, где наиболее полно сохранена природная среда, — считает лесопатолог Валерий Темнухин. — Это почти лес. Здесь ежегодно появляется молодое поколение деревьев, которое уничтожается по несколько раз за лето при скашивании газона. На древесных остатках (пнях и т.д.) обитает много разных видов грибов, в том числе полезных для деревьев. Среди них — такие редкие виды, как чешуйница древесинная и трутовик Гартига».

Сейчас та часть зеленого массива, которую хотят отдать под дорогу, находится, согласно генплану, в рекреационной зоне. Однако уже готов проект ее смены на зону Т-3 (улиц и дорог). Чтобы он был реализован, глава города Олег Сорокин должен назначить публичные слушания — практика показывает, что все может застопориться на этой стадии (но только при условии, что у парка найдется много активных защитников среди живущих рядом с ним граждан). Далее за смену зонирования должны проголосовать депутаты гордумы — и если наберется большинство «за», деревья можно пускать под бензопилу.

Однако в начале этой недели проект был «обкатан» на думской комиссии по местному самоуправлению — и не был одобрен большинством присутствующих на ней народных избранников. Этому решению предшествовало выступление главы нижегородского района Игоря Согина, который по сути защитил деревья. По мнению чиновника, достаточно освободить этот участок от сплошной незаконной парковки — и улица расширится сама собой. Парк же необходимо оставить в существующих сегодня границах.

Согнется ли Согин под давлением более высокопоставленных лиц или не изменит своего мнения — покажет время. Так или иначе, видно, что даже во властных кругах нет однозначной позиции по парку Кулибина, и битва за эту территорию еще впереди.

Георгий Степанычев