12-12-07

Экономика

О тиграх и мясе

Город требует к себе финансового уважение

Первая неделя зимы прошла под знаком обсуждения бюджета Нижнего Новгорода на 2013 год. Эксперты считают, что это будет самый сложный бюджет за последнее десятилетие.

Во время дебатов участники обсуждения несколько раз порывались начать рассмотрение проблемы с исторического ракурса. Вспоминали, что в 2000 году именно бюджетный вопрос испортил отношения между губернатором Нижегородской области Иваном Скляровым и мэром Нижнего Новгорода Юрием Лебедевым. Лебедев полагал, что областной центр «обижают». С 2006 года горожане не меняют мнения, что зависимость Нижнего Новгорода от областного бюджета увеличивается. Вспомнили, что самый надежный и лучший налог — на доходы физических лиц, НДФЛ то бишь, — раньше в полном объеме оставался в бюджете города, затем доля города последовательно уменьшалась — до 50, 30? и, наконец, до 20%. Сейчас областному центру достаются 23% от НДФЛ. Хотя в Нижнем Новгороде собирают 77% от общей суммы сборов с области. Еще раз и на пальцах: город собирает 77% НДФЛ, остальная область — 23%, но именно город данные 23% получает в заслуженное пользование.

За последние годы город не раз жаловался, что потерял долю в НДФЛ, штрафы ГИБДД, а также налог на имущество юридических лиц. При этом здравоохранение ушло в область. При подсчетах выходило так, что с Нижнего Новгорода забрали денег больше, чем просто на здравоохранение. Сейчас город просит вернуть ему и НДФЛ, и штрафы ГИБДД, и налог на имущество юридических лиц.

Теперь о бюджетной ситуации. Доходы Нижнего Новгорода составляют 16,9 млрд руб., расходы — 17,5 млрд руб. Путем нехитрых рассуждений получаем дефицит в 0,6 млрд. В бюджете четыре защищенных статьи (то есть не подлежащие секвестированию и не используемые в схемах перераспределения бюджетных средств) — под эту категорию подпадают зарплаты бюджетников, ЖКХ, питание детей в школах и детсадах, а также содержание дорог. И эти четыре статьи обеспечивают 63% бюджета. Остальные 37% рассчитаны с применением коэффициента 0,7 — по отношению к аналогичным расходам года текущего.

Вообще, бюджетные потребности области составляют 47 млрд рублей, а собственных средств всего 12 млрд. Плюс 4 млрд целевых денег, запланированных по межбюджетным отношениям.

Как итог — на транспорт, к примеру, выделяются копейки, а не необходимые 13 млрд. Долго обсуждали тему развития туризма в Нижнем Новгороде. Но в 2013 году на эту сферу не выделено ничего. «Туристы» просят хотя бы 15 млн рублей из допдоходов — на сайт, хоть какие-то буклеты и участие в выставках. Кстати, уже есть рекламный ролик на 20 секунд, который депутаты хотят демонстрировать в ресторанах города, а также в кинотеатрах перед фильмами. Ролик эти депутаты сделали сами.

Понятно, что город просит денег у области. Как и в начале 2000-х годов, в моду входит термин «столичность». Мол, в некоторых регионах на обеспечение и поддержку этого статуса выделяются определенные средства. Так, Ярославль перед юбилеем получил 25 млрд рублей. А ведь у нас в 2021 году тоже будет юбилей. Кроме налогов и штрафов город хочет хотя бы 30% Дорожного фонда Нижегородской области, который на 70% формируется в Нижнем Новгороде. Сейчас же город получает из Дорфонда 1,5 млрд руб. и только на те инфраструктурные проекты, которые выбирает не городская администрация.

Вообще, когда в 2010 году к власти в Нижнем Новгороде пришли новые управленцы, речь шла об увеличении городского бюджета в два-три раза. Ситуация развивается в обратном направлении, а «федералы» прессуют муниципалитеты новыми обязательствами. Например, рост зарплат бюджетников нужно поднять до средней цифры по региону. А вот новых источников доходов нет.

При этом идет давлении на муниципалитеты по линии долговой нагрузки. В 2013 году бюджет будет дефицитным, в 2014 году он должен стать бездефицитным, а в 2015 году — профицитным. Эта задача кажется вообще невыполнимой.

Трудности горожан состоят и в том, что Нижнему Новгороду сложно зарабатывать. Год от года снижаются налоговые поступления в бюджет. Город только что вышел на докризисные позиции. Закончен этап восстановительного роста. И с 2013 года темпы роста экономики в городе падают на 4% и даже больше.

Приходилось слышать, что на федеральном уровне в округах поняли, что ситуация в областных центрах ухудшается. Обсуждаются идеи делить НДФЛ пополам между городом и регионом, административные штрафы вернуть городам, частично отдать акцизы и арендные платежи с нераспределенных земель. Возможно, это лишь дежурные обещания, данные в целях успокоить городских депутатов.

На публичных слушаниях по городскому бюджету-2013 публично выступил депутат Госдумы, «справедливоросс» Алексей Шеин. Он говорил с юмором, но дал вполне себе уничижительную оценку тому, как город готовится к участию в федеральных программах. Выглядело это позорной точкой в разговорах о бюджете города.

Виктор Деменев