12-12-14

Экономика

ВОД КАк вышло`

Государство завинчивает гайки в алкогольном вопросе

Минимальная розничная цена водки в Нижегородской области с 1 января 2013 года составит 170 рублей за бутылку объемом поллитра (сейчас «минималка» — 125 рублей за бутылку). Ходят упорные слухи, что через пару лет бутылку водки дешевле, чем за 400–500 рублей в официальной продаже не найдешь. Одновременно в России ужесточаются правила продажи спиртных напитков.

Алкоголь в России — товар стратегический. В 1914 году в связи с начавшейся войной в России официально запретили продавать крепкие спиртные напитки. Запрет затянулся аж до 1925 года. Что произошло в стране за эти девять лет вы, наверное, знаете. Как известно, разгромы винных складов в Петрограде жаждущими людьми с оружием в руках стали одним из факторов победы большевиков в октябре 1917 года. В 1991-м история повторилась с оговоркой, что оружия на руках у «революционеров» в массовом порядке все-таки не было. В начале «девяностых» государство отменило монополию на продажу алкоголя. В результате отечественный рынок заполнила дешевая продукция сомнительного качества, а государство, в котором доходы от алкоголя в бюджете страны доходили до 30% в одночасье потеряло львиную долю этих доходов. Итог — население сегодня спивается почем зря, потому что алкоголь катастрофически дешев и достать его можно практически круглосуточно, а государство, как следствие, теряет огромную потенциальную прибыль от продажи спиртного по более высоким ценам.

Сегодняшние начальники балансируют между соблазном задрать цены на алкоголь и нежеланием будоражить подобным образом употребляющее население. Судя по всему, решено двигаться к поставленной цели маленькими шажочками, но неуклонно и по всем направлениям.

Алкоголизация населения сегодня по всем статистическим данным выше, чем она была 20–30 лет назад. А потому резкие движения в части ограничения алкогольных свобод могут привести к обратному результату — не тому, на который рассчитывают чиновники. «Синдром Горбачева», потерявшему власть в том числе и по причине, мягко говоря, непродуманной алкогольной политики, как мне кажется, будет помнить еще не одно поколение отечественных чиновников высшего ранга.

Недавно в мэрии Нижнего Новгорода прошел семинар «Новые требования законодательства для предприятий торговли и общественного питания». Главной темой обсуждения стал вопрос о возможности установления в Нижегородской области дополнительных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции. Главный запрет касается продажи алкоголя на оптовых и рынках, а также в торговых точках, «расположенных на первых этажах жилых зданий и встроенно-пристроенных к ним помещений».

Пиво — отдельная тема. С 1 января пиво разрешено будет продавать только в стационарных торговых объектах, причем минимаркет, если кто не понял, таким объектом не является. Их в Нижнем Новгороде не менее пяти тысяч.

Другими словами, 10–15 тысяч рабочих мест в областном центре прикажут с Нового года долго жить.

Дело в том, что алкоголь — основной вид дохода таких торговых точек, а потому большинству из них без продажи пива просто не выжить. Говорят, что данное новшество пролоббировали владельцы торговых сетей, удушающих таким хитроумным способом мелких конкурентов в борьбе за кошельки любителей пенного напитка. Хотя на официальном уровне все подается как этапы борьбы с алкоголизацией населения.

Видимо, не за горами повышение возраста дозволенного употребления алкоголя до 21 года, как в США. Нечто подобное мы уже проходили в конце 80-х, когда 20-летним солдатам-«афганцам» не продавали спиртное в магазине, видимо, считая их детьми

По информации заместителя министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, начальника управления лицензирования и государственного регулирования Елены Соловьевой, серьезные требования отныне будут предъявляться к наличию вывески в торговом заведении, где торгуют алкоголем, наличию ценников и сопроводительных документов на тот или иной вид алкогольной продукции. Продажа алкогольной продукции ниже минимальных розничных цен, официально объявленных государством, является нарушением законодательства и будет жестоко караться контролирующими организациями.

С января по ноябрь в Нижегородской области проверено порядка 900 предпринимателей, имеющих лицензию на торговлю спиртными напитками.

Итог — действие 20 лицензий приостановлено, 16 — аннулировано по решению суда за предоставление недостоверных сведений, за нарушения, допущенные дважды в течение одного года, за продажу алкоголя крепостью свыше 5 градусов в ночное время и за продажу спиртного несовершеннолетним.

Недавно профессором Нижегород­ской государственной сельскохозяйственной академии, доктором социологических наук Галиной Широкаловой проведено социологическое исследование среди нижегородских студентов об отношении к ограничению оборота алкогольной продукции. Главным результатом исследования стало предложение запретить продажу пива и спиртосодержащей продукции в розлив в закусочных и магазинах, расположенных на первых этажах жилых домов и встроено-пристроенных к ним помещениях.

Также участники соцопроса пришли к мнению, что необходимо увеличить возрастные границы до 21 года для покупателей алкоголя. Объявлено, что по результатам обсуждения будут выработаны рекомендации по внесению поправок в действующее законодательство, регулирующее оборот алкогольной продукции. Таким образом, видимо, не за горами повышение возраста дозволенного употребления алкоголя до 21 года, как в США. Помнится, нечто подобное мы уже проходили в конце 80-х, когда 20-летним солдатам, прошедшим Афганскую войну, не продавали спиртное в магазине, видимо, считая их детьми.

Я ознакомился с результатами исследования г-жи Широкаловой на последнем заседании комитета по развития АПК Законодательного собрания Нижегородской области. Создалось впечатление, что социологию тенденциозно подтягивают к готовящемуся во властных структурах очередному этапу ограничениям продажи спиртных напитков. С другой стороны, во власти разные люди присутствуют, в том числе и пьющие.

Помнится в прошлом году депутаты областного парламента дискутировали на тему, с какого времени разрешить продавать с утра крепкий алкоголь — с 10 часов утра или с 8? Победила точка зрения, что до 10 часов утра наши неопохмеленные мужики, «причащавшиеся» накануне, что называется, не доживут. Другой известный нижегородский законодатель после оглашения в стенах Заксобрания результатов социологического исследования Галиной Широкаловой заявил во всеуслышанье: «Все равно мы пить не бросим!». Спорить с ним никто не стал.

Сергей Анисимов