12-12-22

Культурный слой

Год рок-н-ролльных надежд

В прошлом году я подводил музыкальные итоги с чувством, что все трещит по швам, фестивали обламываются и выступать живым командам негде. Но год текущий оставил более оптимистический настрой.

Музыканты сочиняли, записывались, выступали. Правда, самая лучшая студия города «Тонмейстер» пережила пожар и до сих пор ремонтируется, и теперь музыкантам приходится ездить в лысковскую «Берлогу рекордз», скача, как сайгаки, на рытвинах и колдобинах: как известно — дорога из Нижнего в Лысково ужасная. Сразу несколько групп отметились достойными альбомами. Старая гвардия «Новые ворота» после большого перерыва записала теплый душевный альбом, который был замечен не только в Нижнем — что уже славно. Альбом же позволил «Воротам» дать концерт в Москве.

Ганс Ульянов, который формально относится к тому же поколению, тоже не сидит, сложа гитары в шкафу. В рамках проекта Elefunk записал струящуюся, как река, балладу «Семь карандашей» — такие завораживающие песни в Нижнем появляются далеко не каждый год.

Среднее поколение тоже оживилось. Построкеры WhereAreYouLiam, ведомые Славой Адушкиным, разродились новым инструментальным творением. Работа серьезная, в ней можно услышать и трепетные фрагменты, и игривые, и трогательные. Сам Слава называет альбом чистым шаманством — соглашусь с ним. К сожалению, лучшие годы пост-рока как прогрессивного направления уже позади, поэтому невелика и слушательская аудитория. Квартет CosmoCats в течение лет пяти искал свой стиль и саунд, в конце концов, группа нашла баланс между «девочковым» поп-роком и утяжеленным звучанием — и вуаля! — альбом «Сияние» заставил о себе говорить и спорить. Впрочем, в столице альбом не слишком заметили. Но я знаю, «Космокоты» заняты уже следующей пластинкой.

«Клетка» Леонида Шарова после лонгплея опубликовала шеститрековый мини-альбом. Это энергичная масштабная работа, которая несколько опоздала к слушателю. Эх, выпустить бы его лет пять-шесть назад! Тогда подобный рок с отчаянной эмоцией мог бы сломать стены, но сегодня парадигма изменилась.

«Стеснительный панк-оркестрик» «Иллинойз», дебютный альбом которого был выдвинут на премию «Степной волк» в номинации «Музыка», что, конечно же, было фактом престижа, весь текущий год сводил альбом второй. Столь кропотливая работа (даже был задействован европейский звукорежиссер) не была не замечена музыкальным издательством «Геометрия», где, скорее всего, альбом и увидит свет (плюю три раза через плечо, чтобы не сглазить). На новом альбоме «Иллинойз» ударился в заигрывания с джазом, а тексты Саши Филлиповой по-прежнему игривы и замысловаты. И кстати, концерты «Иллинойза» и WhereAreYouLiam в «Джембори», на которых я побывал, оставили весьма приятное послевкусие. Нельзя не заметить, что в течение года возникло несколько новых площадок, чутких до живого звука. Да, публика «Джембори» перекочевала в новый «Music Hall», но группы также выступают в «Микстуре», в баре «Piwo», в «СКЛАДCLUB». И площадки продолжают открываться.

Новый проект Григория Маркова Zebra Dlya Supa произвел крепкий, хотя, на мой взгляд, излишне олдскульный «Nevermeland», на котором можно найти песни как русскоязычные, так и на инглише. Стилистически вещи тоже разбросаны — попеременно слышится то латвийский Brainstorm, то заокеанский балладный хард. Марков слишком долго пел каверы по клубам, чтобы в один момент ухватить тренд сезона, но следующий альбом все расставит по местам.

Состав многостаночника Стаса Смирнова The TairyFalе с новой вокалисткой Ксенией Mouse записал недурной альбом, который, впрочем, тоже должен был собрать большую прессу. Хипстерский поп сегодня востребован, тем более Ксения поет на русском языке, так что, думаю, при должной активности, группу ждет если не фурор, то признание. Группа являет собой пример формации, замеченной музыкальными критиками — к примеру, Артемием Троицким и Вадимом Пономаревым (Гуру Кеном).

Ну и о наших надеждах… Их немного, но есть. В первую очередь, брутальный рокер Санчес с его Rebelians. Пока в активе только ипишка, да и та больше ставит вопросов, чем провоцирует ответов, но будущее группы вызывает любопытство. Во вторую очередь, две свежие англоязычные команды — Floral White и Andie. Они уже научились качественно «делать под фирму» (в данном случае под «британщину»), осталось обнаружить свое лицо. В-третьих, две группы, ориентированные на поиск (обе двуязычные) — Chicken Hope и Save Planet. «Цыплята» — олдскульные, с опорой на рок-традицию, «Планеты» же устремлены к более актуальному саунду. Но всерьез говорить об этих проектах можно будет лишь, когда их эксперименты закрепятся на полновесных альбомах: как правило, большая запись — хорошая проверка на вшивость. Четвертым пунктом надежд я бы назвал группу January’s Dress. Музыканты уже преодолели некоторое сопротивление материалов и, оттолкнувшись от металла, приплыли к утяжеленному техничному прог-року. Каков будет следующий этап, не знают, видимо, и они сами (об их лонгплее поговорим уже в следующем году).

Чтобы количество перешло в качество — вот, о чем мы возопим!

Вадим Демидов