12-12-22
Политика
Год в стиле «так себе»
В советские годы развитие экономики шло по пятилеткам, где у каждого года было свое название: какой-то год определяющий, какой-то — завершающий. Собственно, как раз «завершающим» и стал для Нижегородской области 2012 год. В некоторой степени. Следующим таким же, по всем предпосылкам, должен стать 2018-й.
Медленный рост или падение?
В год 400-летия Народного ополчения в Нижнем Новгороде стояла задача не опоздать с пуском множества крупных и средних инфраструктурных проектов. И это удалось. Самый характерный пример — пуск станции метро «Горьковская», что улучшило транспортную ситуацию в областном центре.
Показательно, что регион не просил под праздник бюджета с многими нулями, а действовал с опорой на внутренний ресурс. За что потом региональную власть критиковали: надо было выбить деньги из Федерации, как в подобных случаях действовали другие города и регионы. На это у нас отвечают, что стоять с протянутой рукой — не наш стиль.
В экономическом отношении уходящий год был для нас непростым. Анализ показывает, что стагнация сначала проявляется в регионах с такой структурой экономики, как в Нижегородской области. Так было и в 2008 году, и в 2012 году, когда рост валового регионального продукта по прогнозу составляет 102–103%. Хотя в хорошие времена ВРП поднимается до планки 106–108%.
В Нижегородской области разработана стратегия развития до 2020 года. Пока ее выполнение не ставится под сомнение, но уже появились экспертные мнения, что Стратегию пора корректировать. Причина даже не во вхождении России в состав ВТО, а в глобальном замедлении темпов роста экономики. И сейчас для Нижегородской области важно понять: 2012 год — это небольшая яма в динамике развития или начало длительного периода медленного роста ВРП?
Спасти губернатора
Политическая ситуация в Нижегородской области тоже стабильная. Были ожидания губернаторских выборов в 2013 году, но фальстарта не произошло. Известный политолог Дмитрий Бадовский предположил, что Кремлю выгодно, чтобы в 30 регионах произошли досрочные выборы губернаторов в 2013 году. Тогда к президентским выборам большинство губернаторов будут влиятельны на своих территориях. Однако досрочные выборы губернатора Нижегородской области, полномочия которого истекают в 2015 году, маловероятны.
В начале 2012 года в нижегородских СМИ появились статьи с заголовками «Заговор против губернатора». В конце года выходят с заголовками «Лозунг момента: беречь губернатора!» И дело не в том, что качественно изменилось положение губернатора. Я бы сказал, что изменилось понимание, как действует система управления и на чем она базируется. Система же заточена на единоличную власть и иначе функционировать не сможет.
В 2012 году был принят региональный закон о выборах губернатора. Мы не пошли ни по мягкому, ни по жесткому пути — выбрали «золотую середину». Но не все золото, что блестит. Муниципальный фильтр может оказаться непреодолимым для кандидатов от оппозиционных партий. Дело в том, что при преобразовании муниципальных районов в городские округа количество депутатов в представительных органах власти планируется меньше двадцати. А значит эти выборы происходят только по одномандатным округам, без партийных списков. В этом случае, как показали выборы в Первомайском едином городском округе, шансов провести своих депутатов у оппозиционных партий практически нет. «Золотая середина» закона компенсируется жесткостью выборного отбора депутатов.
Город просит денег
В 2012 году на всех уровнях широко обсуждались вопросы изменения межбюджетных отношений. Федеральное руководство согласно, что надо больше средств оставлять в регионах. Муниципальные образования требуют изменения нормативов в свою пользу.
В этом плане нынешний год нельзя назвать годом бюджетного перелома, но какие-то сдвиги уже есть. Озвучиваются планы на 2013–2016 годы по изменению нормативов налоговых отчислений в пользу муниципалитетов. Дебаты по бюджету на 2013 год показали, что назрело обострение этой ситуации. Городские депутаты требуют, чтобы им оставили хотя бы штрафы ГИБДД за нарушение правил дорожного движения, которые, кстати, происходят в 70% случаев на территории Нижнего Новгорода. Иначе, мол, даже у сотрудников ГИБДД, живущих в областном центре, нет стимула штрафовать нарушителей.
В 2012 году депутаты городской думы после многолетнего перерыва вновь заговорили о столичности города. Преследуют цель обеспечить Нижнему Новгороду финансирование на более выгодных, чем у городских округов вроде Первомайска.
Партийный кризис
В этом году как никогда заметен кризис партийных структур — партий как общественно-политического института. Парламентские партии и их региональные отделения зависли в вакууме между системной оппозицией и несистемной. В парламентах они не могут отстоять свою точку зрения. А в уличных мероприятиях вместе с «несистемщиками» участвовать не хотят.
Поэтому региональное отделение КПРФ в застое, нижегородские «справороссы» якобы на грани развала, а НРО «Единой России» забюрократизировано.
Есть и другая выявленная в 2012 году особенность тактики партий в регионах и муниципальных образованиях: объявить о своей оппозиционности, но замечательо сотрудничать с властями в рамках муниципалитета.
Удивляет и другое. Многие помнят, что именно в Нижнем Новгороде Сергей Кириенко презентовал консервативное движение «Правое дело». Потом с широким размахом создавалось нижегородское региональное отделение партии «Союз правых сил». Но в 2012 году «правые» партии слабо себя проявляют в Нижнем Новгороде. Видимо, даже становление «Гражданской платформы» будет идти у нас со скрипом.
Неместные проблемы МСУ
В 2012 году можно уже сделать некоторые выводы относительно двухголовой системы управления городом. В нынешнем году появилась официальная версия: мол, дело не в межличностном конфликте между главой города и главой администрации, а в том, что в представительные органы власти косяками пошли бизнесмены. Они объединятся в группировки с различными интересами, отсюда их конфликты с главами администраций, которые не обеспечивают всех интересов.
Интересно, что депутаты земских собраний в нынешнем году не только убирали глав администраций (как в Балахнинском районе, например), но и чистили ряды глав районов (как в Гагинском и Сосновском районах).
Хит 2012 года — смещение с поста всенародно избранного мэра Дзержинска Виктора Сопина. Каким-то невероятным образом в Уставе города оказался пункт о том, что мэра можно отстранить от работы за два «неуда» по отчетам. Так, Сопин отчитался за 2010 год, в котором он проработал два месяца и получил свой первый неуд. Как говорится — «за того парня». Ну а неуд за работу в 2011 году был уже делом депутатской техники. И разразился скандал, который «сопинцы» даже не сумели раскрутить на российском уровне. Зато в Дзержинске сотни демонстрантов отстаивали прямые выборы мэра. Прямые выборы — это хорошо. Но зачем они нужны, если три десятка депутатов могут вот так, в одночасье уволить всенародного мэра? Получается, не за то боролись.
Один шутник однажды так сказал про Cредневековье: «Века были так себе, средние». Вот и уходящий год такой же.
Виктор Деменев