12-12-22
Экономика
Проблема года — ЖКХ
Есть важные, но разовые события, которые происходят однажды и надолго оставляют свой след. А есть вполне рядовые, тянущиеся весь год, но заканчиваются они скандалом или фарсом. И те и другие могут претендовать на лидирующие позиции в рейтинге ключевых событий года. За последние 12 месяцев самой актуальной сферой стало жилищно-коммунальное хозяйство. Вопрос — повлияла ли «актуальность» на решение проблем.
Три проблемные подписи
В СМИ не раз проникала информация о том, что в Сормовской домоуправляющей компании идет проверка, стартовавшая в начале 2012 года. Проверяли заключенные в июне 2011 года договоры ДУКа с 456 многоквартирными домами.
Правоохранительные органы различными способами выходили на председателей советов многоквартирных домов. К кому-то приходили участковые полицейские, кому-то звонили из прокуратуры, а кого-то вызывали туда повесткой. Из неизвестного числа проверенных домов в трех председатели совета нечетко обозначили свою позицию по подписанию протоколов общих собраний жителей. Остальные не дали повода прокуратуре усомниться в подписании ими протоколов.
Итак, проблемными оказались дома по адресам улица Культуры, 10, улица Гаугеля, 33, улица Героев Космоса, 8. Выясняется, что и там ситуация неоднозначная. Старшая по дому по улице Культуры — пожилая женщина, которая помнит еще сталинские времена. Когда ей позвонили из прокуратуры, она на автомате выпалила, что ничего не подписывала. Пожилая женщина так испугалась, что ее тут же увезли на «скорой помощи» в больницу. Но у нас есть информация, что в отделении полиции № 8 сделали экспертизу ее подписи на протоколе и выяснилось, что подписывала документ именно она.
Примерно такая же ситуация в доме на улице Гаугеля. Там старшая по дому — женщина с серьезным заболеванием, и она просто забыла, что полгода назад подписывала такой протокол. А потом вспомнила, да и экспертиза показала, что подпись стоит именно ее.
Наконец, старшая по дому на улице Героев Космоса неожиданно уехала на дачу заниматься садом и огородом. Когда к ней пришли подписать договор, ее просто не было — сын расписался за мать. Мол, я в курсе дела, а подписи похожи.
Главное — волеизъявление жителей
Надеюсь, многие читатели на практике знают процедуру голосования по выборам домоуправляющей компании. Однако не все знают, что два протокола — счетный и итоговый (составляемый на основе счетного) — подписывают представитель собственников квартир (то есть председатель совета), технический работник управляющей компании (он проводит компьютерный подсчет голосов по вопросам, выносимых на рассмотрение общим собранием), а также представитель администрации района (совета общественного самоуправления на данной территории).
Получается, прокуратура усомнилась в одной лишь подписи из ряда стоявших под итоговыми протоколами и вот уже несколько месяцев занимается председателями советов трех домов. Правоохранительные органы интересуются только ими, а не собственниками квартир в этих домах, ставившими отметки в бюллетенях для голосования по выбору управляющей компании. Каковых сотни человек. Получается, что подлинность содержания протоколов никого не интересует. А между тем, основанием для заведения уголовного дела и введения прочих санкций, в принципе, должен быть не протокол, а волеизъявление жителей. Если в протоколе есть какие-то неточности, ошибки, то важно, повлияло ли это на волеизъявление жителей. В случае с этими тремя спорными домами такого влияния, видимо, нет.
Судите сами. Жители никаких претензий к ДУКу Сормовского района не предъявляют. Более того, они готовы подписать письма в поддержку своих домоуправляющих компаний. Позиция жителей выражена и в том, что в июне 2012 года они на повторном собрании в домах на улице Гаугеля и Героев Космоса подтвердили выбор ДУКа. Это тоже доказывает, что управление ДУКа их устраивает. Также в этих домах прошли перевыборы советов и председателей.
Кстати, все эти проверки оказали негативное влияние: теперь никто не хочет становиться старшим по дому или председателем совета. Люди боятся: мол, подпишем что-то, а потом в прокуратуру затаскают.
Правоохранительные органы различными способами выходили на председателей советов многоквартирных домов — к кому-то приходили участковые полицейские, кому-то звонили из прокуратуры, а кого-то вызывали туда повесткой
Я интересовался у юристов относительно этой коллизии, и они полагают, что дело чисто гражданское. Мол, подобная ситуация прописана в Жилищном кодексе, а не в Уголовном.
Во время проверки старшие по домам и жители узнали о неких нюансах с протоколами. Но никто из жителей трех домов не обратились ни в суд, ни в прокуратуру, ни в администрацию Сормовского района. Видимо, закономерно, что в отделении полиции № 8 отказывали в возбуждении уголовного дела, Сормовская районная прокуратура соглашалась с этим, но городская прокуратура, которая и инициировала эту проверку, вновь возвращала документы. И вот, наконец, в декабре объявлено о возбуждении уголовного дела по факту в отношении неопределенного круга лиц. Видите ли, управляющая компания воспользовалась заведомо ложными протоколами и использовала их как основание для договора и последующего управления. А ведь общее собрание и протоколы — это внутреннее дело жильцов квартир.
Интересно, что депутату Городской думы Нижнего Новгорода Анатолию Волкову один из жителей Нижегородского района принес заявление о поддельном протоколе. Волков передал заявлениие председателю комиссии гордумы по городскому хозяйству, которая является профильной по ЖКХ. От него заявление ушло в городскую прокуратуру, и вот уже месяц никакого ответа. Ходят слухи, что заявление отправили чуть ли не в Роспотребнадзор. Получается, что у нас опять какой-то избирательный подход у управляющим компаниям?
Сормовский ДУК хотят поглотить?
В декабре прозвучало сенсационное заявление заместителя полпреда президента в ПФО Алексея Сухова о масштабной коррупции в сфере ЖКХ. Появление резонансных уголовных дел в этой сфере преподносилось как громкое событие 2012 года. Но что мы видим?
Речь шла о миллиардах рублей, которые выводятся за рубеж. Вряд ли это говорилось о ДУКе Сормовского района. В полиции давно расследуют дела о хищении около 100 млн рублей из ДУКов при проведении энергоаудита многоквартирных домов. Насколько я знаю, Сормовский ДУК энергетическую паспортизацию домов вообще не проводил. Так почему же дело о трех протоколах в Сормовском районе подается чуть ли не как прорыв в декриминализации жилищно-коммунального хозяйства? Отметим, что заместитель полпреда президента раскритиковал деятельность нижегородской прокуратуры, работа которой «по-прежнему носит частный характер». Похоже, мы как раз наблюдаем это явление — частный характер деятельности прокуратуры.
Я отношу это к ситуации вокруг восьми крупнейших ДУКов. Пять из них — Советский, Нижегородский, Ленинский, Канавинский, Московский — управляются из единого центра и почему-то прикрыты от доведения уголовных дел до суда. ДУК Автозаводского района тоже встроен в некую систему, а следовательно защищен. Примерно такая же ситуация с Приокским ДУКом. И лишь Сормовский ДУК, который по качеству своей работы с жилфондом занимает первое-второе место, как-то выпал из системы. Напомню, что заместитель полпреда Алексей Сухов как раз и говорит о системном характере проблемы наведения порядка в ЖКХ. По сути, в этой системе выявления криминала есть противостояние со стороны системы защиты, которая почему-то отлажена лучше.
Полагаю, что целью уголовного дела, возбужденного в конце года, является недружественное поглощение Сормовского ДУКа собственниками других домоуправляющих компаний, что резко повысит цену объединенного суперДУКа.
Виктор Деменев