№8 (2003), 25.01.2013

Культурный слой

«Нежный Нижний: Десять прогулок по русскому городу»

В «Арсенале» 17 января прошла презентация альбома-путеводителя

Периодически захаживая на страницы знакомых в социальных сетях, я вижу в графе «Родной город» самые разнообразные варианты: здесь тебе и «навсегда вписан в сердце своими узкими улочками», и «книжный Нижний», и «родина Алеши», и пресловутый, больше всех раздражающий, «НиНо». Складывается впечатление, будто люди стесняются названия своего города, а, может, и того, что обитают в нем. Не могу сказать, что готова признаваться в бесконечной верности каждому квадратному метру Нижнего Новгорода, но в данном случае эта избыточная метафоричность моих земляков раздражает. Поэтому когда шеф-редактор сообщил мне о предстоящей презентации альбома «Нежный Нижний», я почувствовала в воздухе запах ванили.

После мрака — свет

К слову сказать, первая презентация альбома «Нежный Нижний» проходила в Нижегородском государственном художественном музее, когда на дворе еще стоял октябрь 2012 года. Но поскольку главной площадкой города, где собираются люди самых разных возрастных категорий и профессий, за последние три года стал «Арсенал», было принято решение провести повторное мероприятие именно там. Дату назначили на 17 января.

«Арсенал» в этот день расцвел. Мягкий свет, непривычный для каменных стен, освежал общую картину, придавая интерьеру домашний уют и тепло.

На стендах-мольбертах расположились различные фотографии, вошедшие в альбом, на которых были зафиксированы всевозможные городские достопримечательности: от латунной ручки на двери жилого дома до зимнего Канавинского моста с высоты птичьего полета. Я направилась к столику, около которого сконцентрировалась основная часть гостей, дабы узнать, что же их так интересует, если напитки и еду предоставляют в другом конце зала. Мужчина скромного вида, похожий на историка, с живым волнением листал огромную толстую книжку в глянцевой обложке и гладкими листами. Это и был «Нежный Нижний» — повод для праздника. «Историк» без тени сомнения отдал 1000 рублей и удалился, довольный собой и новым приобретением.

Презентация проходила под речи организаторов, которые воздавали почести каждому художнику, фотографу, искусствоведу и писателю, принявшему участие в проекте. Гости наперебой хвалили книгу: благодарность от преподавателя «Высшей школы экономики» за предоставление альбома в пользование студентов, благодарность от заведующей центральной городской библиотекой за предоставление альбома в пользование читателей, благодарность от нижегородского писателя Николая Свечина за приятное сотрудничество.

В общем, ни одного отрицательного отзыва, ни одного провокационного вопроса. Редко такое встретишь. Когда столько умов сходится в одной точке, расположенной на оси ординат со знаком «плюс», это действительно вызывает уважение и вправе называться достижением. На мой взгляд, как нельзя лучше подвел итог Александр Комаров: «Раньше Нижний представлялся мне темным, а теперь я вижу его светлым».

Нежный Нижний! —

Волгам нужный,

Каме и Оке,

Нежный Нижний

Виден вдалеке

Волгам и волку.

Ты не выдуман,

И не книжный

Своим видом он.

Свидетели в этом:

И Волга иволги,

Всегда золотая,

золотисто-зеленая!

И Волга волка,

В серые краски

влюбленная.

Старою сказкою око

Скитальца-слепца

успокоив,

Киев на Волге!

Киевский холм на Оке!

Киевом глаз успокоив,

Старою лютнею стен,

В облачной блещешь руке

Сказкою, сказкою иволги!

 

Велемир Хлебников

Старая, старая сказка

Альбомом «Нежный Нижний: десять прогулок по русскому городу» занималось издательство «Литера» — крупная нижегородская компания, придерживающаяся альбомно-художественной тематики с краеведческим уклоном. Она выпускает издания с характерными названиями «Балахнинское кружево», «Городецкая роспись» и «Нижегородская игрушка».

По сравнению с ними «Нежный Нижний» со своим названием, позаимствованным из стихотворения Велемира Хлебникова, стоит особняком. Автором идеи проекта является художница и кандидат филологических наук Елена Константинова. Именно она и ее дочь Наталья внесли основной вклад в создание альбома и фактически вдохнули в него душу.

Получился не простой путеводитель с фотографиями и справочными комментариями для туристов, не каталог и даже не альбом. Получилась самая настоящая книга. Дело в том, что после каждой главы (а всего их десять), дается небольшая история, позволяющая представить себе наяву то, что происходило на той или иной улице, в том или ином здании. Сложно отличить вымысел от правды. Читатель постоянно задается вопросом: а было ли это на самом деле? Немецкий профессор, проезжая мимо Центра Международной Торговли на Ковалихинской, видит в его стеклах отражение Белой Церкви, вместо которой уже давно стоит фонтан. Бабушка Лиля узнает в одном из гипсовых львов, украшающих усадьбу Рукавишниковых, свою первую любовь по Левушку, который вскружил ей голову, а потом исчез. Николай Свечин, Павел Урусов и Владимир Морозов пытаются с помощью своих легенд перенести нас в сказку, где прошлое связывается с настоящим, реальность становится сном, а воспоминания рождают действительность.

Особенно хочется выделить главу «Внедрение в контент», где представлены творения современных талантливых нижегородских архитекторов, вроде здания «Реликвария» на Грузинке или здания пенсионного фонда «Титаник» на Малой Покровской. Они и многие другие очень органично вписываются в общую атмосферу именно Горького, с его деревянными домами, коваными балконами и античными скульптурами на стенах и крышах. Фотографы Антон Зубатов, Наталья Смородинова, Лев Урусов и Николай Морохин обнаружили, что мир старый и мир новый вполне могут сосуществовать вместе и попытались донести это до нас. Вообще, смешение стилей, по словам Натальи Константиновой, было одним из главных факторов, которым руководствовались при оформлении книги. Например, в первой главе «В Нижнем дома каменные, а люди железные» (на английском ее название импонирует больше — «Stone houses and iron men of Nizhniy Novgorod») в выхолощенном тоне рассказывается о таких традиционных памятниках, как палаты Пушникова, усадьба Рябининой и особняк Рукавишниковых. Но уже в другой главе «Детский мир» («Children paradise») фотографии тихих дворов в районе Ильинки и Студеной остаются без каких-либо объяснений вовсе, выступая в паре с художественными иллюстрациями карандашом и пастелью. Любители северной столицы наверняка оценят отдельную главу «Питер. НН», где Нижний Новгород и Питер выступают как своеобразные города-двойники, пересекаясь на углу Невского и Рождественской, набережной Волги и Английской.

Хорошо там, где мы есть

Единственный минус альбома — зацикленность, сосредоточенность на историческом центре Нижнего Новгорода, расположенном вокруг Кремля и по дальнейшему известному маршруту. Словно существуют отдельно Новгород и Нижний, и до второго никому дела нет. Но жизнь за мостом тоже существует, и у нее есть свое прошлое. Обидно, что на него внимания решили не обращать. Возможно, эта ошибка будет исправлена, но она отражает прямолинейность подхода к пониманию того, что из себя представляет город в целом, несмотря на широкий спектр акцентов, обозначенных в «Нежном».

Елена Константинова завершила свое выступление словами: «Нам бы очень хотелось, чтобы вы полюбили наш город так же, как любим его мы». Амбициозно, если учесть, что серьезное количество нижегородцев стремится сбежать если не из города, то из страны. Поэтому нет никакой гарантии, что вы перемените свое отношение к городу, закрыв последнюю страницу альбома. Но есть гарантия, что вы почувствуете себя его частью, неотъемлемой приметой. И это гораздо важнее, чем если бы вы просто признались ему в любви.

Екатерина Коровашко