13-01-25

Политика

Рецепты борьбы с коррупцией

Коррупция, как способ решения проблем, существовала, существует, и, рискну предположить, будет существовать всегда. Такова уж природа человека, который во все времена стремится добиться личной выгоды в ущерб общему благу. Со своей стороны, всякое уважающее себя государство делает все возможное, чтобы коррупцию обуздать. В прошлые века в России казнокрадов публично бичевали, клеймили и вешали на площадях.

Петр I, потребовавший было от соратников выжечь коррупцию каленым железом, услышал в ответ: «С кем останешься, государь? Мы же все воруем». Сегодня в РФ казнь для взяточников заменена внушительными сроками заключения и штрафами, а, скажем, в Китае им по старинке пускают пулю в затылок. Однако ни то, ни другое не стало панацеей.

Мздоимство невозможно просто взять и запретить. Оно заслужило право быть включенным в список грехов человека, таких же неистребимых как, например, прелюбодеяние. Между прочим, в любвеобильной Франции аж до 1982 года существовал закон, предусматривающий тюремное заключение за адюльтер. И ведь французы как-то выкручивались! Чего же говорить о русских (бывших советских), с молоком матери впитавших, что взять то, что плохо лежит, не то чтобы право, но священная обязанность. Но не спешите ставить Россию впереди планеты всей! Не далее как в ноябре экс-премьер-министр Хорватии Иво Санадер получил 10 лет тюрьмы за взятку. А итальянцы и вовсе говорят, что коррупция у них — национальный спорт.

Так можно ли вылечить коррупцию? И если «да», то каков рецепт? Между прочим, в истории были случаи, когда государство максимально отпускало вожжи. Правда, ничем хорошим для него это не заканчивалось. К примеру, во времена крестовых походов столица Византии сдалась крестоносцам без боя, поскольку погрязшие в роскоши генералы воевать не захотели, а адмиралы по-тихому «порешали» вопрос, договорившись с противником о цене их неучастия в сражении.

В современном Сингапуре коррупцию заваливают деньгами. Зарплата госслужащих там привязана к средним доходам по бизнесу. Потому и брать взятки не имеет никакого смысла. Однако вряд ли этот рецепт применим на российской почве. Думаю, нам лучше обратить внимание на опыт северной Европы, где коррупция традиционно низка. И дело тут не в суровом климате и не в суровых законах. Работа чиновников там максимально прозрачна. Кто бывал в Нидерландах, Дании, Швеции мог заметить любовь местных жителей к окнам от пола до самого потолка, при полном отсутствии штор. Такая вот прозрачность граждан перед обществом, доведенная до абсурда. Но на работе чиновников это сказывается неплохо.

Нельзя забывать и о том, что коррупция — это зло, победить которое можно только сообща, всем миром. Ведь очевидно, что взятки берут только там, где их дают. Поэтому, рассуждая о рецептах борьбы с коррупцией, не стоит зацикливаться на «плохих чиновниках». Возможно, некоторым из нас придется начать с себя любимых

Любопытно, что именно с неё — прозрачности — несколько лет назад началась реальная борьба с коррупцией в Нижегородской области, коснувшаяся самых коррупционноёмких сфер деятельности — Градостроительного и Инвестиционного советов, где все вопросы обсуждаются публично, с участием всех заинтересованных сторон, а келейные коррупциогенные междусобойчики невозможны в принципе. Наши чиновники сегодня объективно поставлены в такие условия, что риск в десятки, в сотни раз превышает возможную выгоду от нарушения закона. И дело не только в высоких штрафах и перспективе поставить жирный крест на своей карьере.

Так, в результате реформы муниципального самоуправления, власть на местах «раздвоилась», а коммерсанты перестали понимать, в какие кабинеты им «заносить». Наверное, число желающих приворовать и смухлевать не убавилось, но позволю себе утверждать, что их активность резко снизилась. Они стали бояться!

Этот вывод подтверждают данные антикоррупционного мониторинга общественного мнения, проведенного в 2012 году областной ТПП. Оказалось, что всего за два года число нижегородцев, никогда не сталкивавшихся с коррупцией со стороны должностных лиц, возросло на четверть. А общий уровень коррупционных опасений граждан при обращении в органы исполнительной власти снизился за тот же период на треть. И это не может не радовать! Я далек от того, чтобы идеализировать нижегородских чиновников. Ведь в прошлые годы примеров их нечистоплотности хватало. Чего только стоит криминальная история Ольги Чечулиной или борца с коррупцией Марка Переверзева, осужденного за взятку.

Однако, за последние несколько лет у меня появилось ощущение, воровства в подобных масштабах в Нижегородской области уже не будет. Потому что во власти нет уже тех патогенных условий, характерных для рубежа 90-х — 2000-х годов. Потому нет и громких уголовных дел с «посадками» чиновников областного правительства за решетку. И эта положительная тенденция внушает надежду. Впрочем, нельзя забывать и о том, что коррупция — это зло, победить которое можно только сообща, всем миром. Ведь очевидно, что взятки берут только там, где их дают. Поэтому, рассуждая о рецептах борьбы с коррупцией, не стоит зацикливаться на «плохих чиновниках». Возможно, некоторым из нас придется начать с себя любимых.

Сергей Анисимов