13-02-01

Культурный слой

Чувство взведенной пружинки

Le monade — милейшая поп-формация, во время прослушивания песен которой вспоминаются хорошие советские группы, к примеру, «Браво» с Агузаровой и «Квартал». С последней Le monade роднит любовь к фанку и джаз-року. «Родитель» группы Александр Яшенков в музыке не новичок, еще в 2004-м он организовал группу «Фора», где пел сам. Но на «Звуках лета-2005» бэнд уже назывался Le monade. В студию группа не захаживала — лишь иногда выступала в местных клубах.

В конце нулевых Яшенков на некоторое время закрыл свой поп-проект и увлекся электрифицированным русским фолком. И все же Le monade возродился, и даже некоторое время на гитаре там играл Сергей Сухонин, автор многих хитов «Элизиума» — впрочем, двум лидерам ужиться было непросто и Сергей ушел. Третье дыхание открылось с приходом студентки консерватории Нюты Гореловой. Ее приятный голосок сродни молодому вину, оживившему ветхие меха. Интересуюсь у Нюты, отчего в интернете отсутствует информация о группе — ни истории возникновения, ни имен?

— Всему свое время. Для Саши Яшенкова музыка всегда была хобби. Случайность это или закономерность, не могу точно сказать, но сейчас собрался замечательный состав, с которым сидеть в тени стало совсем стыдно. С моим появлением звучание заметно поменялось, хотя мы еще исполняем старый материал. Сейчас Саша перешел с гитары на бас, а от гитары мы вообще решили отказаться, без нее больше свободы в творчестве. Экспериментируем в сторону более электронного звучания, работаем с сэмплами.

— Мне симпатичен ваш голосок. Но, по-моему, вписан он в довольно консервативную музыку, такие мелодии звучали и десять лет назад, и даже двадцать…

— Мы не боимся того, что музыка кому-то может показаться консервативной. Работаем на сыгранность, притирку характеров и голосов. Город сам по себе консервативен. Не движушный, вялый. Вот уже многие спрашивают с претензией, куда делась гитара. После того, как запишем альбом, примемся за разработку нового, более смелого материала, его уже целая гора накопилась. Он слушается более остро — хотя далеко отходить от легкой, понятной и позитивной музыки не станем. Постараемся предъявить его публике ближе к лету. Работа идёт полным ходом.

— Ваши песенки мне напоминают то, что я слышал в советские времена. В них отсутствует даже намек на конфликт, на злободневность, на актуальность. Рисуется некий идеальный мир. Вы его таким видите?

— Про песни из далекого прошлого — спасибо, для нас это комплимент.

— Почему комплимент?

— Потому что если говорить о музыке 30–40-летней давности на примере, допустим, отечественного кинематографа, а там тогда было самое интересное и запоминающееся в музыкальном плане, все это очень талантливо. Сравнение приятно. А по поводу конфликта — то это сейчас тренд, а мы занимаемся творчеством, в том и наша фишка. Если кому-то хочется что-то реформировать, пусть они этим и занимаются, мы за все естественное. И да, если откинуть из мозгов то, что из нас пытаются сделать, то мир действительно идеален. Мы за доброту во всем, поэтому иногда хочется отключится от реального мира и немного помечтать.

— Не понял — что из нас пытаются сделать?

— Если кто-то с чем-то борется, значит, его заставляют бороться. И кому-то это выгодно. Из нас всех всегда лепили и будут лепить как из пластилина, чего только захочется. В этом и состоит зло. Мы прекрасно это видим — но если зло исключить из собственного мировоззрения, мир прекрасен!

— Скажите: в вашем окружении все люди хотят отключиться от реальности или есть и те, кто участвуют в митингах, критикуют действительность, активно выражают гражданскую позицию? И что для них музыка Le monade?

— Окружение составляют люди творческие, мир наш — гармоничен и красив, пусть даже и фантомный, желаемый. Много художников, дизайнеров, архитекторов, театралов. Политическая возня для большинства ниже и скучнее их кругозора. Наверное, их и привлекает в нашей музыке образность, отстранение от медийных трендов и форматов. Чистое настроение и открытость. Все же по-разному воспринимают музыку, кто-то слушает то, что модно, кто-то копает шире.

— Ваш голос — подарок природы или поставлен из-под палки педагога?

— Учусь в консерватории на актерском отделении и петь нас учат в академической манере, что, если честно, восторга у меня не вызывает, но базу дает колоссальную. До этого, если не считать школьные мероприятия, можно сказать, что я и не пела вовсе. Выступать на сцене начала только благодаря Саше. Он долго бился с моим слишком звонким, высоким голосом и мощной подачей. Менял мою манеру. Более чувственной, наполненной интонациями старался услышать. Но уже стало получаться гораздо лучше, чем раньше.

— Сколько бился?

— Полгода ушло. Учились сдержанности, динамике. Где игриво спеть, где спокойно, где закричать.

— Как сочиняются песни в группе?

— Мелодию и гармонические обороты пишет Александр, но как он говорит, «не было бы вас, этих песен не было бы». Он задает вектор, а дальше работаем над песнями вместе. Каждый предлагает свои идеи и, посовещавшись, мы приходим к единому знаменателю. Ведь в группе очень важно и взаимопонимание, и общая зажигающая идея.

— А не хочется самой писать песни?

— Больше нравится исполнять, чем сочинять. Но иногда бывают моменты, когда хочется свои чувства выразить музыкально, и тогда я могу сесть и что-нибудь сочинить. Но я обычно редко кому показываю свои творения, это слишком личное.

— Считается, что все великие группы — нечто большее, чем сумма слагаемых. А распространяется ли эта формула на начинающие группы?

— Понятие «великая группа» очень расплывчато. Для кого-то это «Queen», для кого-то группа из своего города, для кого-то высшим откровением являются какие-нибудь «блестящие карамельки». Я никогда никого не считала великим, все равны, каждый занимается своим делом. Есть талантливые музыканты, есть талантливые плотники, есть талантливые жрицы любви, все равны. Выделять музыку из этого ряда как нечто особенное я бы не стала. Но не важно, какими средствами идти к успеху — быть новаторами или пазл-мейстерами, ведь все равно каждый случай индивидуален. Главное, чтобы было чувство постоянно взведенной внутренней пружинки. Когда есть такое ощущение — значит, идешь правильной дорогой.

Вадим Демидов