13-02-15

Культурный слой

Легенды электронного андеграунда

Crimson Butterfly — New Years Bring New Orders (2012)

Самая симпатичная электронная группа Нижнего в прошлом году выпустила пятитрековый мини-альбом, дополненный тремя концертными версиями и кавером «Время луны», подоспевшим к громкому трибьюту «Аквариума».

Сережа Орлов и компания, как и на дебютном альбоме, по-прежнему ткут многослойные звуковые надстройки. В шумовых завесах различимы радиопомехи, голоса со старых пластинок, колокольчики, футуристичные звучки, цифровой нойз, но все это пиршество вписано в грув, в хорошо ощутимую ритмику — где верховодят громоподобные барабаны-молотки. И вся остальная «перкуссия» фыркает, цокает и ворчит.

Из пяти треков три вокальные. К голосам Иры и Алисы придется привыкнуть, поначалу они могут показаться анемичными, безжизненными — но зато идеально подходят этому дурманящему нуару. Поют в Crimson Butterfly чаще на инглише — и песня Soldout, возможно, лучшее, что родилось в Нижнем из англоязычного в прошлом году.

— Какими путями распространяется столь непростая музыка?

— Я не делаю ничего сверхъестественного. Выкладываю ее в наших группах в соцсетях, на Bandcamp, Soundcloud и торрентах. Кроме того, мы создали очень ограниченный тираж физических изданий. Этот релиз делали на аудио-кассетах в чехлах ручной работы, пронумерованных римскими цифрами. Распространяли на выступлениях. Хотя послушать нас собирается небольшая аудитория, лишних людей в ней нет. Не собираемся заниматься никаким пиаром, не хотим вливаться в коррумпированную машину шоу-бизнеса.

— Я посмотрел в сети кусочки выступления, живьем даже самые лучшие ваши вещи теряют часть очарования. Выступления — это проблема многих электронных групп…

— Но в живом исполнении наши песни звучат бодрее и по-хорошему агрессивнее. Вообще это документальное свидетельство первого выхода девушек на сцену. С того момента мы стали намного увереннее в себе и теперь спокойно вводим публику в экстатическое состояние. Хотя я прекрасно осознаю, что у нас много неровных моментов. У нас мизерный опыт живых выступлений, что неудивительно для проекта, выросшего из задротского ноутбучного бедрум-инди. Вроде бы интуитивно научились находить точку «G» у публики, но еще остается колоссальная работа по выравниванию собственного живого звучания и визуальной составляющей.

— В группе теперь две вокалистки. Как ты их находишь? Чему обучаешь?

— Обучение — в процессе работы, и мое в том числе. Мы все еще слишком многого не знаем, но старательные ученики. У Иры и Алисы до этого не было особого опыта, но меня они радуют — я бы и сам не смог работать с более продвинутыми вокалистками. У них есть главное: очарование и интуиция — а это самые необходимые качества для нашего ансамбля.

— Не секрет, что Crimson Butterfly — проект для весьма продвинутых молодых людей. А они немногочисленны. Вот и «Иллинойз», как ты помнишь, стал мало публики собирать на выступления. Что ты по этому поводу думаешь?

— Давайте публику в профильных вузах готовить (смеется). Меня не очень волнует перспектива роста целевой аудитории — мы не занимаемся шоу-бизнесом. Вообще в данный момент культура находится в замечательном состоянии абсолютного плюрализма: благодаря сетевым технологиям доступна вся музыка, все книги, все фильмы, можно переворачивать собственное сознание хоть по пять раз на дню. Если людям при этом хочется слушать дорожное радио, ностальгировать по Сталину и наряжаться в казачьи прикиды — это исключительно их проблемы. А у меня есть собственная аудитория, и пусть половина из них мои друзья и собутыльники, меня это абсолютно устраивает. А другая половина наших слушателей — люди со всех концов света. Наши песни пару раз звучали в Австралии на национальном радио, например. Мы не производим слишком много шума, но у нас есть и медийное присутствие и подготовленный слушатель. Мы играем на не самых больших площадках, но, как правило, они заполнены до отказа, когда мы на сцене.

— Нашел в интернете о вас: «легенды электронного андеграунда». Каково ощущать себя легендой?

— Надо пойти поискать, что на этот вопрос ответили Дэвид Боуи или Мик Джаггер…

Вадим Демидов