№17 (2012), 15.02.2013

Культурный слой

О Бегемоте и о Коровьеве

В 1987 году Бегемот и Коровьев поступили в 1А класс нижегородской школы № 13. Еще до выпуска оба воспылали страстью к гитаре, и даже инструменты купили себе похожие — Самарской фабрики, только Бегемоту досталась черная, а Коровьеву — желтая.

По настоянию родителей Коровьев научился в музыкальной школе играть на кларнете и стал читать по нотам. И когда Бегемот сочинил первые песни, моментально заразил этой манией Коровьева. Летописи сообщают, что первое выступление дуэта состоялось в 1997 году.

Впрочем, в ту пору они еще выступали под собственными именами — Андрей Захаров (Мастер Бегемот) и Сергей Иванов (Коровьев), название «Бегемот и Коровьев» придумалось много позже. Выступления дуэта, как правило «двойные» — начинают «Бегемот и Коровьев» с бегемотовским материалом, а следом сольно Коровьев — со своим. Сегодня в их репертуаре около сорока песен, на три альбома хватит. На записях звучат и гитары, и кларнет.

Сами участники описывают свой акустический фолк как готический — он и вправду носит мрачновато-романтический балладный характер. И без ведьм в песнях не обходится.

 

Ведьма летала с Котом на метле

Ночью к таинственной Лысой горе,

Там танцевали они до утра

Странные танцы возле костра.

Кажется, жить бы могли без забот

Целую вечность Ведьма и Кот

В доме заброшенном, где тень живет,

Но они знают, их время пройдет.

 

Не слишком высокую посещаемость на концертах Бегемот считает проблемой самих несостоявшихся слушателей. Играют музыканты явно для собственного удовольствия, а не для какого-то материального результата, и выступать готовы даже ночью на кладбище, где, возможно, их песни звучали бы вполне уместно.

Впрочем, о Сергее Иванове я узнал задолго до того, как услышал баллады «Бегемота и Коровьева». После смерти Алексея «Полковника» Хрынова его «Однополчане» возродились и до сих пор дают концерты, а место за микрофоном занимает как раз Сергей. Поет он полковничий репертуар. Не скрою, у меня крайне неоднозначное отношение к подобным мемориальным ансамблям, но публика хочет полковничьих песен — и вот они вам.

***

— Сергей, с самим Полковником ты был знаком?

— Году в 96-м мне один знакомый спел «Волгу да Оку» и что-то еще. А пересеклись мы с Полковником лет через пять на рок-фестивале в Чкаловце. Познакомились, потом сидели в гримерке — он пил пиво, рассказывал анекдоты. На сцену вышли по очереди, сначала я спел несколько своих вещей, потом он. С тех пор я с Полковником знакомился не менее пяти раз, каждый раз заново. Узнавать он меня начал с концерта памяти Башлачева в 2006-м. В первый и последний раз я оказался у него на дне рождения в апреле 2008-го.

— Кто же стал инициатором возрождения «Однополчан» с тобой на вокале?

— Скрипач Максим Поведский. Я выучил несколько песен, пришел на репетицию «Однополчан». Спел, они послушали — и вроде как одобрили. Первый раз исполнять песни Полковника я должен был на концерте-мемориале в клубе «Матрица», но охрана не пустила меня на сцену, у меня не оказалось какого-то браслета нужного цвета. И боевое крещение случилось позже — зимой 2008-го на фестивале в Городце.

— И что ты чувствуешь на сцене, когда поешь его песни?

— Не могу сказать, что мне просто все это делать. Играть песни человека, которого ты знал. Я не был его другом, но этот факт мое отношение к нему не меняет. Моцарта мне проще исполнять, поскольку мы с ним не были знакомы. Да, поначалу было психологически тяжело, тем более отношение публики к проекту было разное, что еще более усугубляло. Кто-то одобрял, кто-то ругал, кто-то плакал…

Тем не менее, мы стойко продолжали. У нас готовая программа, наверное, не меньше, чем на час. Конечно, очень прикольно вот так прийти и получить готовый материал с отличными музыкантами, у которых уже 150 тысяч раз все отрепетировано. При этом параллельно существует «Бегемот и Коровьев». Есть свой материал, его хочется петь, и я влюблен в песни Бегемота — поэтому всем этим и занимаюсь. Просто к своим песням я более критично настроен.

— Но выступает дуэт нечасто…

— Нечасто, и мы, наверное, никогда не стремились стать известными, знаменитыми, с толпами народа и стадионами. Делимся своими песнями, идеями и эмоциями. И выступления всегда проходят в форме дружеских встреч.

Вадим Демидов