13-02-22

Экономика

Грядет ли ренессанс нижегородского ОПК?

Правительство страны взяло курс на перевооружение российской армии

До 2020 года на военные нужды в России будет израсходована гигантская сумма — порядка 20 триллионов рублей. Нижегородскую область, долгие годы существовавшую в качестве форпоста отечественного ВПК, в ближайшее время, похоже, ожидает денежный дождь подтвержденных военных заказов.

Валерий Шанцев на церемонии закладки капсулы на заводе им. Свердлова

Что означает вояж губернатора?

Ни для кого не секрет, что предыдущий глава российского оборонного ведомства Анатолий Сердюков склонялся скорее к закупке военной техники и вооружений за рубежом, нежели у отечественного производителя. Говорят, что не сложившиеся отношения министра обороны с представителями отечественного ОПК послужили в конечном итоге одной из причин отставки Сердюкова со своего поста.

С приходом нового главы ведомства Сергея Шойгу политика министерства обороны в части государственного оборонного заказа стала меняться кардинально: государство открыто декларирует, что намерено больше средств вкладывать в развитие «оборонки», больше закупать отечественных образцов вооружений и военной техники. При этом вовремя расплачиваться с производителями продукции военного назначения. В начале года губернатор Валерий Шанцев в режиме лихого кавалерийского наскока посетил несколько региональных предприятий ОПК.

Смысл визитов губернатора к оборонщикам сводился к одному и тому же незамысловатому вопросу: «Чем область может помочь вашему предприятию?» Активность первого лица региона по отношению к предприятиям ОПК, похоже, обусловлена грядущей, как говорится, «со дня на день» модернизацией оборонного комплекса страны. В результате губернаторского рейда выяснилось, что государство должно ННП «Полет» по ранее выполненным научно-исследовательским и конструкторским работам сумму в 300 миллионов рублей.

Представители «Полета» в настоящее время пытаются найти правду в суде, однако процесс поиска справедливости может занять годы, а деньги предприятию нужны сейчас. «Мы будем решать этот вопрос совместно с новым руководством Минобороны», — заверил полетовцев губернатор, хотя относится ли в полной мере проблема к компетенции регионального чиновника, каковым является Валерий Шанцев — вопрос открытый. А вот на «Теплообменнике» к губернатору обратились точно по адресу: генеральный директор предприятия Виктор Тятинькин попросил Валерия Шанцева помочь решить кадровую и жилищную проблему для молодых специалистов. Сегодня нижегородские оборонщики обеспечены гособоронзаказом на весь текущий год.

Другое дело, что на том же «Полете» действующих контрактов минобороны не хватает для загрузки имеющихся производственных мощностей, в то время как научно-исследовательский институт «Буревестник», наоборот, военными заказами перегружен. «Приходится распределять оборонный заказ между предприятиями области, и даже частично передавать их в другие регионы», — посетовал глава региона.

Ничего хорошего от москвичей не ждали

Наибольший заряд оптимизма Валерий Шанцев, похоже, получил во время визита на дзержинский оборонный завод имени Я.М. Свердлова. Три года назад федеральное казенное предприятие приняло в качестве посланцев минобороны столичных топ-менеджеров. По традиции ничего хорошего от десанта московских руководителей в городе химиков не ждали, однако время показало, что предприятием руководят не временщики, на которых в Дзержинске вдоволь насмотрелись в 90-е годы, а серьезные управленцы, нацеленные на решение важных государственных задач.

Москвичи начали с восстановления социальной сферы: отремонтировали заводской оздоровительный лагерь, газифицировали санаторий-профилакторий, привели в порядок стадион, сделали ремонт на турбазе и объявили прием в детские бесплатные спортивные секции и кружки, которые ранее были закрыты. Удивлению большинства руководителей местных предприятий, которые давно избавились от собственной «социалки» не было предела: «на дворе — финансовый кризис, а они благотворительностью надумали заниматься!»

Однако в итоге расходы на социальную сферу были удачно оптимизированы. Если в 2011 году социальные нужды завода ежегодно съедали 75 миллионов рублей, то по итогам 2012 года — уже 45 миллионов, а в текущем году планируется выйти на безубыточность заводской «социалки». При этом около 500 детей заводчан занимаются в спортивных секциях бесплатно.

Удивительно, но факт: в 2010 году, когда на дворе стоял кризис, на заводе имени Свердлова стали… набирать новых сотрудников. «Три года назад у предприятия была тяжелая финансовая ситуация — все счета были заблокированы, задолженность составляла порядка 600 миллионов рублей, — говорит генеральный директор предприятия Вадим Рыбин. — Тогда же был сформирован план финансового оздоровления предприятия по всем направлениям нашей деятельности, Так, в нашей структуре доля энергозатрат составляет порядка 30 процентов.

Единый энергоузел, рассчитанный на огромный объем производства советского времени не оправдывал себя. Добавьте сюда износ трубопроводов, потери от которых составляли порядка 40 процентов. Мы провели мероприятия по децентрализации энергетики, которые позволили существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции».

Государство — самый надежный инвестор

В течение двух последних лет на территории предприятия запущено шесть новых производств, из которых половина не имеет аналогов в России: красного фосфора, антрацена и стронция. Новое руководство предприятия не скрывало, что собственник завода — государство — лелеет наполеоновские планы по модернизации производств. Для решения поставленных задач свердловчане пошли во власть: два года назад посланец завода стал заместителем мэра Дзержинска по экономике, однако преференций на муниципальном уровне (например, в части водоснабжения и водоотведения) на предприятии так и не дождались.

В итоге руководители завода были вынуждены обратиться на более высокий властный уровень — в областное правительство. Один из заводских проектов — комплекс по производству азотной кислоты, аммиака и минеральных удобрений «весит» порядка одного миллиарда долларов. «Мы попросили область признать этот проект приоритетным в части освобождения от налогов и поддержать в получении дополнительно 400 миллионов кубометров газа», — говорит Вадим Рыбин.

Проект значим для всей оборонной отрасли и направлен на получение стратегически важного сырья — азотной кислоты. От предложения свердловчан областные чиновники, скорее всего, не смогут отказаться. Во-первых, предприятие государственное. Во-вторых, в ушедшем году у предприятия впервые за последнее время появилась налогооблагаемая прибыль. Завод отказался от государственных субсидий, на которые существовал продолжительное время. В 2011 году, например, убытки предприятия составили 255 миллионов рублей. Однако уже в 2012 году федеральное казенное предприятие сработало с прибылью в размере 10 миллионов рублей при объеме производства порядка 6 миллиардов. В наступившем году предприятие намерено увеличить размер чистой прибыли в 5,7 раза. В-третьих, в марте завод имени Свердлова намерен посетить вице-премьер российского правительства по вооружениям Дмитрий Рогозин, что само по себе подчеркивает важность происходящего сейчас на старейшем дзержинском предприятии для отечественной оборонной промышленности.

Безусловно, успехи отдельно взятого завода во многом базируются на государственной политике по перевооружению армии. Государство, как выяснилось, вполне способно быть надежным инвестором. Еще несколько лет назад федеральное правительство подвергалось критике за нежелание инвестировать часть нефтяных и газовых доходов государства в развитие отечественной промышленности. Та критика, похоже, наконец-то возымела свое действие. Аргументы о том, что государство, дескать, снова вбухивает огромные деньги в «оборонку» вместо того, чтобы вложить их в «социалку», безусловно, не беспочвенны. Но если уж качественнее всего мы научились делать только то, что связано с оружием, не лучше ли продолжать делать пушки и снаряды, чем не делать вообще ничего?

Сергей Анисимов