13-02-22
Культурный слой
Классика польского кино
В Нижегородском Доме архитектора состоялось открытие киноцикла «Краткая история польского кино»
То ли от того, что мероприятие не было заявлено в рамках проекта ГЦСИ, то ли от того, что вечер вторника все привыкли проводить дома за просмотром любимого сериала, народа пришло, мягко говоря, совсем немного.
Зато это обстоятельство ничуть не помешало просмотру. Даже наоборот. Оказалось, что отсутствие фуршета и вспышек фотокамер имеет положительное инсайдерское влияние. Отвлекаться не на что и внимание фокусируется на белом экране. Ожидание фильма превращается в некий сакральный обряд, мистический и любопытный. Польская классика все-таки.
Напоминаем, что это уже не первый раз, когда сотрудники Дома архитектора предпринимают попытки приобщить население к польскому киноискусству. В октябре 2012 года здесь же проходил масштабный фестиваль «Висла», объехавший культурные столицы по всей России. В этот раз «Краткая история» проходит не по инициативе польского посольства, поэтому обошлось без толстых каталогов с фотографиями Швыдкого и пафосных обращений деятелей власти.
Павел Милославский просто решил показать нижегородскому зрителю, как зарождался и развивался кинематограф Польши и почему он полюбился советскому, а впоследствии и российскому зрителю. Каждая картина цикла представляет собой новую ступень эволюции польской киноиндустрии в технических, художественных и эстетических аспектах. Если говорить о принципах отбора фильмов, то сам Павел прокомментировал это следующим образом: «Мы придерживались мнения, что нужно показать вещи редкие, исключительные, которые пришлись бы по вкусу даже самому искушенному киноману».
Всего в программе заявлено 14 фильмов, где режиссерами значатся такие легендарные личности как Анджей Вайда, Войцек Хас, Анджей Мунк, Агнешка Холланд и Кшиштоф Кесьлевский. Тематика всеобъемлющая. «Канал» (1957), «Свидетельство о рождении» (1961) и «Как быть любимой» (1962) изображают трагические, жестокие, но правдивые истории, разворачивающиеся на фоне Второй мирой войны и ее последствий. В противовес им идут снятые в те же годы комедии «Ева хочет спать (1957) и «Косоглазое счастье» с отличительными чертами сюрреализма и «смеха сквозь слезы».
Особое место занимают фильмы «Петля» (1957) и «Житие Матеуша» (1967), созданных Войцеком Хасом. Дело в том, что Хас — личность загадочная и необыкновенная. Представители классической «польской школы» в свое время были поражены его дебютной лентой «Петля». Перенасыщенная экзистенциальными мотивами, полная пессимизма и черного цвета, она принесла Хасу славу: им восхищались, его ненавидели, но о нем говорили. Так что, если вы любите Линча, то будете в восторге от Хаса.
«Краткая история польского кино» открылась фильмом «Канал» Анджея Вайды, отмеченного на Каннском фестивале 1957 года специальным призом жюри (этот приз, между прочим, фильм разделил с «Седьмой печатью» Бергмана). Режиссер Сергей Соловьев («Асса», «Сто дней после детства») в одной из передач на канале «Культура» говорил, что именно Вайда является «главной удачей и главным счастьем польского кинематографа».
Двадцатитрехлетний Вайда не просто снял фильм о Варшавском восстании 1944 года. «Смотрите на них внимательно — это последние часы их жизни» — сообщает ровный голос зрителям в самом начале. Финал не важен, он предопределен. Вайда предлагает нам изучить психологию главных героев. Минимум военных действий, максимум крупных планов. На лицах людей, запачканных грязью, контрастно выделяются глаза-«зеркала»: слабость бравого майора, трусость и отчаяние командира, обреченность и растерянность музыканта, сила любви женщины.
Конечно, немаловажную роль здесь играет «пограничное состояние», удачно выбранное режиссером. Состояние перед лицом смерти, когда все силы направлены на выживание, снимает контроль с поведения и обнажает истинную человеческую натуру. На этом построен главный женский образ прекрасной полячки Маргариты. Она сильнее, чем командир, майор, двадцать пять рядовых солдат вместе взятых. Один только возлюбленный Яцек может составить ей конкуренцию, но в итоге и он вынужден склониться перед ее стойкостью.
Вайда решился на смелый поступок, сделав героем (в прямом смысле этого слова) повествования женщину. «Канал» отличается от ранних советских фильмов на военную тематику полным отсутствием шаблонности и жалости к зрителю. Как заметил один из гостей после просмотра ленты: такого в СССР бы не сняли, а если бы и сняли, то не показали. Это не к тому, что советские фильмы плохие, и все мы желаем поножовщины и откровенных сцен. Культура у каждой страны своя и правила везде разные.
Советские фильмы шестидесятых идеализированы, несут воспитательную функцию и базируются на стандартных жизненных реалиях, но в них столько непосредственности, инфантилизма и простых человеческих радостей, что именно за это мы их и любим. Польские фильмы того же времени, менее жизнеутверждающие и более гротескные в осмыслении жизни и исторических процессов, но именно этим и вызывают живой интерес.
Киноцикл «Краткая история польского кино» продлится в «Доме архитектора» аж до 4 июня. Поэтому любой желающий нижегородец может посвятить будний вечер просмотру одного из шедевров польской киноклассики и понять, близка она ему или далека.
Екатерина Коровашко