13-03-02

Культурный слой

Друзья выделываются

Захар Прилепин и «Элефанк» — «Чисто по-пацански», 2013

Захар Прилепин с дочерью Кирой и участники группы «Элефанк»

Три года назад, когда Прилепин с «элефанками» опубликовали свой дебютный альбом «Времена года», Захар признавался, что лет до двадцати мечтал быть музыкантом и до сих пор жалеет, что не стал, ведь стоять с гитарой на сцене сильно интереснее, чем набирать тексты за компьютером. Однако на прошлом альбоме он только отвечал за слова. На новой записи он делит микрофон с вокалистом Геннадием Ульяновым и сочиняет музыку.

Я уже видел броский газетный заголовок: «Захар Прилепин записал альбом своих песен с бывшим музыкантом группы Димы Билана». И мне понятен мотив сочинившего его — столкнуть в одной фразе девчачьего поп-кумира и серьезного писателя. Но вот что удивительно: Прилепин сотоварищи действительно записали поп-альбом, тамошняя ритм-секция убедительно взывает двигать бедрами и качать головой в такт. Конечно, музыка «Элефанка» не чета билановской, но и вправду поп. А что касается Геннадия «Ганса» Ульянова, второй звезды «Элефанка», действительно он провел в группе Димы Билана несколько лет, но его дружба с Прилепиным в разы длинней.

В начале 90-х Ульянов и Прилепин, которого в ту пору еще звали Женей, вместе сочиняли песни в дзержинской группе «Инония». Будущий писатель на нескольких репетициях даже выполнял роль второго гитариста (правда, до выступлений не дошло). И надо назвать еще две ключевые фигуры проекта — клавишник и звукорежиссер Максим Созонов (Ульянов с ним играет вместе добрых десять лет, тандемом записана прорва самой разной музыки от медитативных ориентальных тем до лаунжа) и трубач Спартак Губарьков.

В мини-альбом «Чисто по-пацански» вошло четыре трека. Они взрослые, но с вихрастым лукавым прищуром. Словно старые друзья вновь попадают в начало 90-х и дурачатся, импровизируя и фантазируя. Я бы даже сказал — выделываясь друг перед другом. Собственно, так песни в «Элефанке» и сочиняются.

— Дома у Гены несколько гитар, — говорит Прилепин, — я беру одну и начинаю наигрывать какую-то тему. Гена напевает на нее и одновременно на басу играет. Возникает мелодия, слова тут же на бумажке пишутся. Песня сочиняется за час.

Первый трек «Тата», пожалуй, здесь мой любимый. Давно я не слышал на русских записях такого стильного гитарного риффа, причем он очень «ульяновский». Созонов поддерживает коллегу синтезаторным ходом в регистре виолончели. Начальный куплет поет сам Прилепин, последний — Ганс, а средний драматическим шепотом исполняет Михаил Борзыкин, бессменный лидер «Телевизора». О дружбе Захара и Михаила вы должны знать, если читали рассказ «Звезда Рок-н-ролла». Поется примерно так: «Тата, мне так нужен самогонный аппарат, мы на нем уедем тут же в город Петроград», причем сей аппарат автор собирается использовать для расстрела питерского ЧК. Но я, кажется, уже писал, что друзья собрались, чтобы немного подурачиться.

Если говорить о сверхзадаче нынешней записи, то, по-моему, Прилепин сотоварищи собрались слушателей крепко огорошить! Любящие Прилепина как романиста и публициста ожидают от его проекта скорее русский рок (он не раз признавался в любви, скажем, БГ, «Сплину» и «Калинову мосту») или рэп, который он знает и любит. Ан нет, «Элефанк» выдает порцию диско-фанка, чем застает поклонников Прилепина врасплох.

Все это я пишу, чтобы подготовить вас ко второму треку «Танцевать», уже в первом куплете которого появляется шнапс и потому автору «так сладко и легко сейчас». Музыкально это почти Jamiroquai, Ганс выпевает строчки с ржавой небрежностью старого матроса, а труба Спартака звучит жилисто и по-хорошему старомодно.

Третья композиция «Чисто по-пацански», строго говоря, не нова. Впервые она появилась на альбоме нижегородской группы «ДНК», Ульянов в ней тогда играл. Было это более 10 лет назад. Но сейчас ребята хорошо переработали и дополнили материал. Чуть снизили темп — появилась правильная пацанская вальяжность. На вокале по-прежнему Ганс, да и кто, скажите, мог бы его в таком номере заменить?.. Я вполне вижу этот трек в ротации «Русского радио».

Ну и медляк «Звезда» на десерт. Не совсем медляк — среднетемповая лирика. Музыку сочинил сам Прилепин, это босса. Мне она напоминает Пугачеву в ее лучшие годы. «Какой здесь снег?» — задается вопросом все тот же Ганс с легким надрывом. И отвечает самому себе и нам: «Серый седой безысходный снег…» А в коде тот же вопрос задает себе и нам уже Захар. И голос его прост и безысходен. Мне бы хотелось, чтобы он спел всю песню — но как сделано, так и сделано.

Думаю, через месяц будет обнародован полновесный альбом «Элефанка». На нем будет еще одна коллаборация и очень красивая баллада. Дождемся.

Вадим Демидов