13-03-22

Среда обитания

Дмитрий Левашов: «Миллиардный дождь прольется в карманы небольшой группы федеральных чиновников»

Независимый эколог оценивает перспективы ликвидации экологического ущерба в Дзержинске

В июне 2011 года в Дзержинске прошло заседание Президиума госсовета, посвященное экологическим проблемам. По его итогам тогдашний глава государства Дмитрий Медведев дал поручения по ликвидации в окрестностях города химиков нескольких экологических объектов. О том, как продвигается работа по выполнению поручений экс-президента страны, мы говорим с председателем общественной организации «Социально-правовое экологическое сотоварищество» Дмитрием Левашовым.

Новоигумновский полигон «европейского уровня» с обещанной сортировкой ТБО. Зима 2013 года

Дмитрий Левашов

–Заявлено, что в рамках федеральной программы по охране окружающей среды будут ликвидированы несанкционированная свалка промышленных отходов «Черная дыра» и шламонакопитель «Белое море» в Нижегородской области. Финансирование проекта по консервации «Белого моря» в Дзержинске планируется осуществить полностью за счет федеральных средств.

Стоимость проекта — около 1,1 млрд руб., срок реализации — пять лет. Власти города уже заявили, что на месте «Белого моря» в скором времени появится такая экологическая благодать, что не исключено создание на месте шламонакопителя… поля гольф-клуба. Едва пришла весть о финансировании работ по «Белому морю», души депутатов думы Дзержинска стало тревожить ранее, видимо, дремавшее «экологическое сознание», и они в срочном порядке создали в городском парламенте комитет по экологии, куда записалось аж 17 человек — почти половина существующего депутатского корпуса. Как говорится, что бы это значило?

— Некоторые депутаты действительно ринулись в комитет по экологии в надежде поучаствовать в освоении президентских денег, выделенных на ликвидацию накопленного экологического ущерба на территории городского округа Дзержинск. Господа депутаты, видимо, еще не осознали, что золотой паровоз проскочил мимо станции «Городская дума Дзержинска», а миллиардный дождь если и прольется, то в карманы небольшой группы лиц, уже поделивших пирог в столице.

Кстати, на последнем заседании думы двое депутатов (Корименко и Филина) вышли из состава комитета по экологии. Что касается создания на месте шламонакопителя в промзоне гольф-клуба, иначе как бредом многие знакомые дзержинцы эту затею и не называют. Подумайте сами, кто поедет играть в гольф в промзону с пейзажами развалин химических цехов с одной стороны и озер-отстойников и загрязненных торфяников с другой?

Если власть не перестанет выпускать в свет такие пиар-анекдоты, то мы, экологи, организуем сбор подписей с обращением к Путину с просьбой «развить инициативу» и построить на канале Волосяниха в окрестностях Дзержинска грязелечебницу. Причем для московской и нижегородской бизнес-элит. Если кто вылезет из канала живым — значит, жизнеспособный бизнесмен.

По итогам госсовета по экологии к 1 мая 2012 года, согласно поручениям президента должна быть обеспечена поэтапная ликвидация шламонакопителя на территории завода «Капролактам» совместно с открытым акционерным обществом «Сибур-Нефтехим». Несмотря на однозначную формулировку в настоящее время реализуются мероприятия по консервации данного объекта.

А именно — завоз песка и устройство восточной и западной дамб. При этом укрепление южной дамбы, на которую приходится основная нагрузка, почему-то оставлено «на потом». Представители предприятия «Сибур-Нефтехим» вообще хорошо устроились: «спихнули» шлапонакопитель на баланс муниципалитета и самоустранились. А депутаты думы Дзержинска оформили его в собственность города, при этом проморгав кое-какие важные моменты. В частности, старый заводской шламонакопитель, в который сбрасывались отходы старого хлорного производства и боевых отравляющих веществ, по-прежнему находится на территории завода, но им никто заниматься, похоже, не собирается.

Я считаю, что объект прошлого экологического ущерба «Белое море», как источник загрязнения, фактически ликвидирован не будет. По проекту рекультивации, шламонакопитель будет осушен, покрыт полиэтиленовой пленкой и геотекстилем, а также слоем песка, грунта и биоматериалами. Несмотря на то, что по результатам аналитических работ НПО «Тайфун» (подразделение Росгидромета РФ), проведенных в 2011 году, в шламах «Белого моря» обнаружены диоксины, вопрос об их возможной миграции из шламонакопителя проектировщиками и заказчиками проекта «консервации» не рассматривался.

Поэтому я считаю, что загрязнение окружающей среды (поверхностных водоемов, подземных водоносных горизонтов) от накопителя веществами промышленного происхождения, фиксировавшееся специалистами с 1960–1970-х годов так и не будет ликвидировано.

В итоге на балансе или, правильнее сказать, на шее города Дзержинска оказались Игумновская свалка, «Белое море», «Черная дыра». Причем для контроля за их ликвидацией уже создано муниципальное бюджетное учреждение «Инженерно-экологические системы города Дзержинска». То есть, сегодня и речи нет о ликвидации источников загрязнения. Все усилия направлены на пиар-мероприятия по освоению федеральных и региональных бюджетных средств. Кстати, именно поэтому в перечне поручений президента по ликвидации дзержинских химсвалок нет ни одного источника диоксинового, ртутного, мышьякового или свинцового загрязнения.

— Исследовательские работы по изучению состава неорганизованной свалки отходов «Черная дыра» начались в Дзержинске в июле 2012 года. Ориентировочная стоимость работ по консервации составит около 2,5 миллиардов рублей. Деньги куда большие, чем предназначенные для ликвидации «Белого моря», однако, вокруг конкретно этих денег почти нет никакого шума. Как вы думаете, почему?

— Судя по тому, как начался процесс «освоения» бюджетных средств, выделяемых на ликвидацию «Черной дыры», эти деньги, как и 1 миллиард на рекультивацию полигона «Игумново», предназначаются для освоения фирмам, аффилированным с одним влиятельным молодым московским чиновником. Налицо факты нарушения антимонопольного законодательства, проведения конкурсных процедур и молчание правоохранительных органов.

Например, для научного обоснования решения этой проблемы назначена частная саратовская фирма ООО «Экорос», которая выигрывает конкурсы при участии на стороне этой фирмы нижегородских и дзержинских чиновников. При оценке объемов работ, выполненных «Экоросом», не было представлено никаких доказательств полного объема работ, проведенных фирмой, стоимостью 20 миллионов рублей.

Нет доказательств того, что применялось буровое оборудование для отбора проб из отстойника. Есть подозрение, что фирмачи попросту бюджетные денежки сэкономили с выгодой для себя. Кстати, эта частная фирма, не имеющая опыта работы на подобных объектах, у себя в Саратове заработала репутацию недобросовестного подрядчика.

— Есть ли у вас претензии к закрытию полигона «Игумново» и началу функционирования «Новоигумново»?

— В настоящее время полигон ТБО «Игумново» по-прежнему остается источником загрязнения окружающей среды, в том числе высокотоксичным фильтратом. На полигоне осенью прошлого года общественными экологическими инспекторами зафиксировано 16 очагов горения отходов. В начале февраля 2013 года в ходе проводимых работ по обустройству дорог на полигоне, количество источников возгорания ТБО удвоилось.

В декабре прошлого года на отсыпку гравийной дороги площадью 800 кв. м. с южной стороны полигона было потрачено 480 тысяч рублей. Хотя всего средств было выделено — 63 миллиона. То есть освоить успели лишь небольшую часть денежных средств. И второй факт: при отсыпке дороги были частично засыпаны канавы с фильтратом. Этот ядовитый коктейль из токсичных металлов, который должен собираться и направляться на очистные сооружения для обеззараживания, стал расползаться по окрестностям свалки. Никто его собирать и не думает. Хозяева полигона были заняты извлечением прибыли, а городской администрации и подсказать-то некому.

Сергей Анисимов