13-03-29

Среда обитания

Новое ветхое жилье

Человечество освоило строительство несколько тысяч лет назад. Как и любое ремесло, оно развивалось с течением времени и достигло небывалых высот. А строить добротно люди научились тоже не вчера, о чем свидетельствуют античные постройки, сохранившиеся до наших дней. Наверняка строители, что строили для детей-сирот и молодых специалистов дома в Выксунском городском округе, строить умеют и обучены работать с инструментом, стройматериалами. Только вряд ли результаты их труда простоят хотя бы до конца века.

Глава городского округа Выкса Игорь Раев

Годные половые доски на месте горельника

Трещина в стене кухни около газового котла

В трещину, толщиной с палец, видно улицу

Пол, утепленный пенопластом. Канализация, ясное дело, постоянно замерзает

Взрослые сироты

Наше государство предусматривает необъятное количество социальных гарантий. Пенсии, пособия, компенсации, даже рождение и погребение защищены государством. Система не всегда работает, частенько сбоит и, как известно, дорабатывается напильником на месте. Сироты — люди, оставшиеся без поддержки со стороны самых близких. Кому как не им искать опору в государстве?

И государство отвечает на призыв. Но по-своему. Речь идет о строительстве семи домов для детей-сирот в поселке Верхняя Верея Выксунского района. Каждый дом предусматривает размещение двух семей и выполнен по каркасно-щитовой технологии. На семью приходится пол-участка, полкрыльца, одна комната, кухня и совмещенный санузел. Достойно для детей-сирот. А как быть с семьями? Наверное, тема слишком уж щепетильная, но для одного человека условия и впрямь хороши. А для троих, четверых?

Заковыка вот в чем: люди смогли получить свое жилье от государства, только когда им было уже за 20, в среднем — около 22. У большинства есть жены, мужья, у многих — дети. Почему же требующаяся им помощь с жильем запоздала? Потому что никому нет дела.

На протяжении нескольких лет сироты долбились в двери органов опеки и слышали один и тот же ответ: вы в очереди, очередь длинная. Однажды им заявили, что вовсе никаких документов, подтверждающих их право на бесплатное жилье, нет. Наивысшей точкой противостояния можно считать июнь 2011 года, когда сиротам пришлось объявить голодовку, чтоб обратить на себя око власти.

Во второй половине 2012 года всё наконец начало складываться в их пользу. Определились с местом, начали застройку и 11 января 2013 торжественно вручили ключи от домов уже взрослым детям-сиротам. На этом беды должны были кончится, но не тут-то было.

Чтобы описать масштаб личного бедствия каждой семьи, придется немного пренебречь объективностью. Пусть дом, по которому мы пройдемся сейчас, будет собирательным образом всех реальных домов. Проблемы есть в каждом из них, многие перекликаются, повторяются, поэтому обо всем и сразу.

С виду — симпатичный домик, отделанный сайдингом. Деревянное крыльцо, входная дверь. Тут первая проблема: насколько кривыми были руки строителей, чтобы во входных дверях были щели, в которые видно улицу из дома? Внутри вокруг дверной коробки образуется иней, из щелей дует так, будто ты и не в доме находишься, а в конуре. Но если умерить пыл, и руки рабочих приравнять к нормальным, становится ясно, откуда в дверях такие щели: были установлены двери заведомо низкого качества. Экономия на всем.

Первые шаги в доме. Человеку среднего веса и роста сразу становится не по себе: пол будто сделан из пластилина и прогибается под при каждом шаге, так и норовя проломиться. В некоторых домах именно это и произошло: девушка легла спать на разложенном диване, а утром обнаружила на месте диванных ножек две вмятины в полу. Потолки, стоит сказать, не лучше качеством. Мало того, что декоративный натяжной потолок как парус надувается при любом порыве ветра, так под отделкой находятся перекрытия, на которые страшно смотреть. Выполнены они по тому же принципу, что и пол, только без листов ОСП. Направляющие частично состоят из горелых досок минимальной толщины, может с палец, может чуть больше. Этот материал после пожаров 2010 года в Выксе в избытке, но дома из него строить — перебор.

Стены, как и все в этих домах, хлипкие донельзя. У одной семьи сама собой отвалилась от стены вместе с креплениями батарея, у другой — гардина.

Во многих домах отопительные газовые котлы самовольно выключаются и ночью и днем. А это не самое приятное в каркасно-щитовом доме, поскольку изначальная экономия на стройматериалах отрицательно сказывается на его способности долго сохранять тепло. Такие конструкции необходимо постоянно обогревать, иначе дом остывает за несколько часов. С газификацией вообще история вышла интересная: когда местная газовая служба вызвала сирот для проведения инструктажа, газовики узнали, что дома к газу уже подключены. Выходит, газовиков даже не уведомили о подключении семи новых домов к газопроводу.

В проводке тоже не все гладко. Заземление в розетках изначально отсутствовало, что выяснилось случайно: при попытке вынуть штекер электроприбора из розетки оная оказалась в руке жильца дома вместе с проводом.

Фундамент, основа основ, самая крепкая часть дома. Положим, что так. Существуют различные способы удешевления фундаментов, в том числе просто разные методы возведения, которые требуют разное количество бетона. В этих домах был использован наиболее разумный метод: бетонные сваи. Дом легкий, и возведение дорогостоящей бетонной ленты не требуется. Только вот дома-то стоят на болоте, и глубина свай, по словам активистов города Выкса, должна быть около шести метров на таких сложных грунтах. Здесь нет и двух, полтора метра бетона — это все, что будет удерживать дома во время весенних паводков.

Подобных проблем новоселы могли избежать, если б не согласились подписывать акты приемки. Только не в их компетенции была приемка домов вообще. За несколько дней до вручения ключей дома были проинспектированы главой города Игорем Раевым. Приемка прошла на ура, никаких нареканий или претензий.

Сейчас, благодаря усилиям местного гражданского движения и работе сайта Wyksa.ru, удалось взять ответственность за такую работу застройщика. Потихоньку полы меняют с горельника на нормальные половые доски. Только все это слишком грубо. Людей, у которых нет свободы в выборе жилья, обрекать на ожидание весенних паводков в хлюпких домишках в страхе провалиться под пол.

Молодые специалисты

Есть такая программа: уезжаешь работать учителем или медиком в село, а тебе выдают жилье и автомобиль. В течение следующих десяти лет ты работаешь на этот договор. Кому-то это может показаться лучшим решением, кому-то нет. Но выбирать нам.

А для тех, кто выбрал, на окраине Выксы были построены дома. Те самые, из пенобетона, которые возводятся как конструктор. Был выделен отдельный участок земли, который и застроили домами.

Это жилье выглядит посолиднее: несколько комнат, довольно просторных, одна семья на один дом. Когда такой дом видишь впервые, думаешь: «в таком жить можно». Но стоит зайти внутрь, как позитивные мысли разбегаются по углам и просачиваются на улицу сквозь щели, которые есть на каждой стене. И щели внушительные: где-то с палец толщиной, где-то поменьше. Вид на местные достопримечательности открывается через них прекрасный, но заставляет усомниться в надежности конструкции. К тому же неглубокий фундамент на, опять же, почти болоте — ничего не напоминает?

Благо, въехать учителя и врачи в эти дома отказались. На них давили люди из администрации Раева, требовали подписать акты приемки и забрать ключи. Но никто этого делать не стал. И может трещины и щели в дверях не слишком испугали будущих жильцов, но вот отсутствие коммуникаций поставило крест на местах под подпись в актах.

К настоящему времени ситуация несколько изменилась: провели к домам газ, воду, электричество. Но то, что газ проведен, ведь не может означать, что с нарушениями? Может, еще как. Пора просто привыкнуть, что газовиков в Выксе принято нынче игнорировать.

Газопровод проходит по заболоченному грунту и, несмотря на всю опасность, трубы не прошли балластировку, то есть утяжеление, что может привести к повреждению труб во время пучения грунта или талыми водами весной. Как можно такой газопровод принять в эксплуатацию? Либо за деньги, либо за очень большие деньги, либо вообще без денег. И выбран тут третий путь. Приемо-передаточные акты подписаны главой компании, которая прокладывала трубы, и небезызвестным господином Раевым. И правильно, зачем привлекать газовиков, особенно если есть, что скрыть.

Ответ держать

Чертовщина, истинная чертовщина. Провалена постройка домов для детей-сирот и молодых специалистов, замороженной оказалась стройка полигона ТБО, столь нужного области. И во всех случаях фигурирует фамилия Раева.

Остается только надеяться, что застройщики, ответственные за свои недобросовестные действия, приложат все усилия для устранения недостатков домов, и что разговоры о фундаменте останутся на уровне разговоров. Надеемся, что господин Раев внимательнее будет относиться к городу и району, которым ему доверили управлять. Ведь Выкса помнит, как в 2010 году был смещен невнимательный Алексей Соколов.

Алексей Велединский