13-03-30

Культурный слой

Повод трясти старыми орденами

Нижегородская группа «Последний приют», дебют которой состоялся на II Горьковском рок-фестивале в 1987 году, как ни одна другая местная команда всегда любила праздновать свои дни рождения в клубах, неизменно приглашая выступить вместе с ней на одной сцене своих многочисленных товарищей, и автор этой заметки тоже пару раз подносил свои поздравления в виде песен. Поэтому не скажешь, что 25?летний юбилей к «Последнему приюту» подкрался незаметно. Однако дата подошла, и я группу от души поздравляю.

Кстати, ходит легенда, что программу к первому своему выступлению «Приют» репетировал в женском туалете ПТУ на Сормовском шоссе, но оставим сие дотошным архивариусам. К сожалению, группе не удалось пробиться на федеральную рок-сцену, да и, по гамбургскому счету, оставить свой след на карте рок-н-ролла, пожалуй, тоже. Какого качества группе не хватило: честолюбия, таланта или удачи? Лидер группы Дмитрий Смирнов уходит от ответа и спешит переадресовать его журналисту — мол, сам и выбирай. Но в Нижнем, тем не менее, это многими любимый бэнд.

Несколько последних лет «Последний приют» выступает весьма эпизодически, Дмитрий Смирнов объясняет это тем, что соло-гитарист Владислав Лисенков слишком занят на работе и у него физически не хватает времени музицировать. Вот и отжигает по-настоящему «Последний приют» лишь в свои праздничные даты. Что касается места у микрофона, Смирнов давно уже делится им с певицей Татьяной Каштановой, хотя, судя по всему, петь все еще любит.

Пару лет назад Дмитрий сообщил мне, что в планах группы писать альбом из песен, сочиненных новым гитаристом Александром Альпидовским на стихи знаменитого Ильи Кормильцева, и действительно было записано два трека, но на них проект и завершился. Но Дмитрия хватает на то, чтобы заниматься сразу несколькими коммерческими проектами — «Тихими блюзами», «Проектом Rock’n’Roll» (каверы Элвиса Пресли, Литтл Ричарда, Чак Берри и Билла Хейли) и совсем новым танцевальным проектом Top Dance (диско и латино).

И каждый ему дорог по-своему — это друзья, традиции, успех и неудачи, прожитые вместе. Правда, лидер сетует, что реально востребован только блюзово-балладный коллектив «Тихие блюзы», это тоже каверовый проект. Хотя чтобы не закисать исключительно на чужих песнях, Смирнов не прочь играть иногда и что-то из своего наследия. И, кстати, в «Тихих блюзах» иногда в качестве special guest появляется ветеран Лисенков.

Но есть у Смирнова и еще одна миссия — культуртрегерская. У него недюжинный организационный талант и за плечами несколько отлично проведенных фестивалей. Причем впервые он «поднял» большой фестиваль еще в 91-м — провел в нижегородской филармонии рок-фестиваль «ФлюС» молодежной газеты «Ленинская смена». И пошло — поехало. В прошлом году в память о выдающемся руководителе ММК и пассионарии джаза Вячеславе Уланове Смирнов организовал в «Джем Престиже» джазовый фестиваль его памяти. И еще два его детища — многоступенчатые конкурсы «Рок-акустика» и «Рок-талант».

— Ты сегодня главный рок-культур­трегер в Нижнем. Чем тебя захватил фестивальный процесс?

— Я вовсе не являюсь культуртрегером, потому что никакой культуры в массы не несу и не собираюсь. Придерживаюсь в жизни принципа разумного эгоизма: пусть будет хорошо мне, и тогда будет хорошо и всем тем, кто находится рядом и разделяет мои взгляды на музыку. Поясню: я хочу слышать вокруг себя ту музыку, что люблю с детства, поэтому и делаю так, чтобы она звучала для меня. А вокруг меня уже собирается народ, который ее играет со сцены или слушает из зала. Мне хорошо — и всем хорошо (смеется). Сейчас хочу провести еще и молодежный джазовый фестивальчик. Посмотрим, что из этого получится.

— За фестиваль памяти Уланова спасибо тебе от меня.

— Этот, по общим отзывам, душевный и правильный фестиваль я провел в память о человеке, который колоссально много сделал в нашем городе для развития и рока, и джаза. Такие люди заслуживают памяти. Вячеслав сделал много и для меня, ведь если бы не было той его рок-движухи в 80-е, то, может быть, и служил бы я до сих пор каким-нибудь менеджером. Так что я считаю себя обязанным ему тем, что я есть сегодня. Надеюсь, что этот фестиваль впредь будет в нашем городе проводится регулярно.

Вадим Демидов